Схемы электронных самоделок сирены маячки. Схема сирены и подключение


Звуковая сирена используется в разных местах и для самых разнообразных целей для оповещения о чем-то. Её возможно приспособить к какой-то охранной системе, встроить в игрушку, взять в качестве звонка для двери или еще как-нибудь. Собрав эту несложную однотонную сирену, мы получим громкий и неприятный звук, как раз для того чтобы быстро отреагировать на уведомление.


Несложная принципиальная схема сирены с небольшим количеством деталей ждет вас на рисунке выше. Условно принципиальную схему можно разделить на две части: мультивибратор - усилитель низкой частоты. Мультивибратор занимается тем что генерирует сигнал определенной частоты, а усилитель, в свою очередь, усиливает его. В итоге, получается громкий звук с колебаниями около 2000 Гц.

Мультивибратор у нас генерирует импульсы посредством быстрого открытия/закрытия транзисторов BC547. Частота, в главной мере, связана со значениями ёмкости конденсаторов и частично от базовых резисторов и самих транзисторов. В схеме стандартная ёмкость C1 и C2 = 10 нФ и 22 нФ, при вариации этих номиналов правится и тональность электрической сирены. Получать можно с коллектора любого из транзисторов (VT1/VT2). В данном приборе сигнал идет через резистор далее на каскад УНЧ. Усилитель базируется на двух весьма распространенных биполярных транзисторах BC547 и BD137.

Вот некоторые вычислительные параметры мультивибратора. Частота примерно 959,442 Гц (мультиметр показывает на коллекторе сделанного генератора 1-1,1 кГц), скважность S=1,45, период T=0,000104. Сии сведения могут отличаться в зависимости от применяемых транзисторов, других отклонений в характеристиках радиодеталей... На частоту звучания влияет практически все. Ток, который берет от источника питания схемы может доходить до 0,5 Ампер, при 12 Вольтах.

Схемка и плата в Протеусе (файл ISIS и ARES ): (скачиваний: 212)
Трехмерная плата в 3DS : (скачиваний: 127)




Транзистор структуры NPN из усилителя низкой частоты будет нагреваться при активизации сирены, так что его ставим на теплоотвод, у меня используется мощный и большой C5803.


Теперь про замену некоторых деталей. Тут можно много чего заменить, например, транзисторы в гене берем практически любые (нпн) КТ315, BC548 и КТ3102 – все они будут отлично работать. Аналогом BC327 в этой схеме будет BC558/BC557/КТ3107. BD139 заменяется вообще любим такой же мощностью или больше. Ёмкость конденсаторов будут изменять частоту, тут также выбор велик, экспериментируя подбираем предпочтительный звук. Резисторы могут немного меняться, но помним, что в первой части схемы должно сопротивление R1 и R4 должно быть меньше чем R2, R4.


Воспроизводим звук сирены на любой динамик, который есть, R катушки равно 8-25 Ом. Я пробовал с самыми различными и от радиоприёмника, и от домашнего стационарного телефона. Также попробуйте испытать в качестве излучателя звука пьезоэлемент, к нему обязательно крепим резонатор (можно использовать корпус).
Сильно тихая сирена? Не проблема! Берем готовый УНЧ, к примеру, какую-то тдашку (the digital audio). Их разнообразие поражает, от небольших микросхем в DIP-8 на 1 Ватт, до больших с силой более 100 Ватт. Я бы посоветовал взять что-нибудь средненькое, TDA2003 (до 10W) или TDA2030 (до 18 Ватт). Не забываем смотреть какое питание нужно для того или иного "умощнителя" звука звука.


Внешний вид собранной навесным монтажом сирены:






Питание от 6 до 12 Вольт (с большим тоже отлично функционирует). Мощность на выходе до пяти Ватт. При применении аккумуляторов/батареек получаем автономную сирену, которая сможет работать без сетевого напряжения. Если же давать питание от 220V, то тут берем готовый БП или переделываем зарядку для телефона путем замены стабилитрона на нужное напряжение.

Демонстрация сирены, видео:

Сирена для сигнализации – эффективный способ спугнуть злоумышленника, используемый людьми еще в каменном веке. Перед стойбищами на деревьях находились доисторические «часовые», начинающие кричать и издавать различные устрашающие звуки, подавая сигнал об опасности и одновременно пытаясь отпугнуть нежеланных визитеров.

Позднее, с открытием и «приручением» огня, перед входом в пещеру стали разжигать костры – первая световая сигнализация. А если учесть, что всю ночь рядом с огнем находились поддерживающие его люди, готовые подать сигнал об опасности криком, то кажущийся сейчас простым огнем в темноте, костер, становился уже прототипом современной охранной сигнализации, сочетающей в себе световое и звуковое оповещение.

Применение сирены в охранной сигнализации

Хотя системы, предназначенные для обеспечения безопасности, предупреждающие о возникновении потенциальных угроз, постоянно совершенствуются и становятся все более сложными и «самостоятельными», в их основе по-прежнему лежит звуковая сирена для сигнализации.

Звук – самый эффективный и простой способ оповестить окрестности о происшествии, поэтому, как бы стремительно ни развивались охранные технологии, сирена для сигнализации всегда будет основной составляющей.

Сирена применяется в устройстве практически любой охранной системы как внутренней, так и наружной. Сам тип звукового сигнала, издаваемый оповещателем, тоже может быть любым – от привычных в восприятии и ассоциирующихся с различными происшествиями «завываний» (какие издают полицейские, пожарные и медицинские сирены), до полностью нестандартных:

  1. воспроизведения речи;
  2. собачьего лая;
  3. кваканья лягушек;
  4. криков петухов.

Конструкторы предлагают не только значительный ассортимент набора издаваемых звуков, но и варианты тональности и мощности оповещения. Звуковой момент крайне важен, к примеру, в дачном поселке, в автомобиле, припаркованном на обочине рядом с многоэтажным домом.

Цель использования сирены не в том, чтобы испугать потенциального злоумышленника отказаться от намерений, даже самые «страшные» звуки способны лишь детей, задумавших хулиганство или спугнуть животных, случайно забравшихся на охраняемую территорию. Основное назначение, которое имеет сирена для охранной сигнализации – оповестить владельца объекта об опасности.

То есть она должна быть услышана и однозначно воспринята только в качестве сигнала о беде. Поэтому не стоит ставить на дачные домики оповещатели с петушиными криками, а на припаркованные у многоэтажных жилых комплексов машины – звуки мурлыкающих кошек, воробьиное чириканье. Такой сигнал не будет воспринят находящимися рядом людьми в качестве знака опасности и его не услышат дальше пятого этажа.

Принцип работы сирены

Звуковая сирена, как устройство, имеет два основных рабочих принципа:

  • пьезоэлектрический;
  • электромагнитный.

Сирена представляет собой трубку – сердечник, выполненный из магнита, с намотанной медной проволокой. Мембраной в устройстве служит тонкая металлическая пластинка. А также в корпус вмонтирован еще и генератор, формирующий громкий и мощный звук – от 800 герц и до 2200 герц.

Принцип работы оповещающих устройств позиционируется производителями, как устаревший и затратный. Однако, подобные репродукторы незаменимы в ряде случаев, к примеру, при оборудовании системы общегородских оповещений, обустройстве тревожной сигнализации в парковом комплексе.

Пьезоэлектрический тип используется практически повсюду, от автомобильных систем сигнализации и сигнализаций, монтируемых в дверные ручки, до устройств пожарной безопасности и системы цеховых оповещений.

Основное отличие – электромагнитной «классике» требуется базовая сеть в 220 вольт, а пьезоэлектрика довольствуется уровнем питания от 10 до 20 вольт.

Какие виды сирены бывают?

Как охранное устройство, сирена может быть разных видов, в первую очередь подразделение производится на:

  1. внутренние;
  2. уличные, то есть – наружные.

Разумеется, к ним предъявляются полностью разные требования, начиная от материалов корпуса и заканчивая звуковым сигналом.

Внутренние устройства имеют низкую прочность и слабую защищенность корпуса, зато обладают большим выбором звучаний, очень популярна музыкальная сирена, воспроизводимая различные записи – остроумные высказывания, голоса животных и так далее.

Наружные системы, наоборот, выполняются из материалов, стойких к перепадам температур, осадкам, жаре материалов, к тому же имеющих и противовандальную прочность. Такая аварийная сирена обычно имеет высокую мощность, но не имеет ассортимента типов звуковых оповещений.

Кроме этого сирены подразделяются на:

  • радиоактивными – беспроводными;
  • стационарными – проводными.

Автономные варианты устройств, передающие сигнал по радиоволне, «питаются» энергией батарей различных типов.

И также сирены классифицируются на:

  1. звуковыми;
  2. световыми;
  3. комбинированными.

Самые эффективные по оказываемому психологическому эффекту системы – комбинированная светозвуковая сирена.

Редко, но встречаются еще в продаже и ручные сирены, срабатывающие, только если человек их включает.

Зачем покупать – сделаем сирену своими руками

Сделанная сирена своими руками, вполне может подойти для гаража во дворе, дачного домика. При жизни в многоквартирном доме, самодельная сирена тоже может пригодиться, если кто-либо из соседей постоянно у себя, например, пенсионеры или домохозяйки.

Разобраться, как сделать сирену своими руками, нетрудно.

Необходимые приспособления:

  • динамик, подойдет абсолютно любой, можно применить из старого радиоприемника, колонок и так далее;
  • транзистор, сгодится что угодно, но в рабочем состоянии, не перегоревший;
  • кнопка, можно снять с чего угодно;
  • электролитический конденсатор, здесь есть ограничение – запас выдерживаемого напряжения – не менее 16 вольт;
  • батарейки от 9 вольт.

Этого хватит для спаивания простейшей ручной сирены, при наличии паяльника, олова и канифоли.

Помимо материалов, потребуется корпус. Опять же применить можно что угодно, от коробочки из-под зубного порошка, до деревянной шкатулки.

Особенности подключения сирены

Первое, что сделает любой абсолютно злоумышленник, услышавший звуки оповещателя – не сбежит в панике, а отключит сирену, перерезав ее проводки.

Поэтому основной особенностью монтажа сигнализирующих о неприятностях устройств является максимальная маскировка этих проводов. Задача хлопотная, большинство людей прибегают к более простому решению – подключение автономной сирены.

В том, как подключить сирену к сигнализации, есть два момента, требующие внимания:

  1. любая автономная модель, функционирующая за счёт радиоволн, будет работать только в сочетании с сигнализацией такого же типа и ни с какой другой;
  2. элемент «радио» находится рядом с батарейным отсеком, его нужно настроить на ту частоту, на которой функционирует система в целом.

Все, сирена автономная готова к работе, следует лишь не забывать менять в ней элементы питания.

Гораздо сложнее подключение автомобильных сирен. Несмотря на обилие инструкций и всевозможных схем, заниматься этим самостоятельно, не будучи автомехаником, не рекомендуется, поскольку можно серьезно повредить автомобильный аккумулятор.

Что же касается проводных сирен, то от корпуса «ревуна» протягиваются проводки к принимающей части сигнализационного модуля, далее «шайбы» привинчиваются к гнездам и модуль закрывается крышкой. Особенность – провода обязательно следует замаскировать или же изолировать всеми возможными способами.

Если подключается музыкальная сигнализация, то нужно не забыть выбрать и настроить желаемую мелодию, как ни парадоксально, но именно звуковой момент многие часто упускают.

Для абсолютно любой сирены важным моментом является то звуковое давление, мощность, с которой она звучит. Уличная сирена не должна обладать давлением меньше, чем 85 децибел. Для большей наглядности сравнение с техникой и жизненными моментами:

  • 80–95 децибел – уровень звука мототехники с наличием глушителей;
  • 100–120 – уровень воздействия, сопоставимый с полным оркестром или же рок-концертом;
  • 132 – звук, равный по своему действию на слух мощности двигателей самолета при взлете.

Для внутренних устройств мощность свыше 130 единиц совершенно не требуется, а вот для охраны снаружи тип сирены нужно выбирать по принципу – чем сильнее, тем лучше.

Видео: Мощная беспроводная сирена для GSM сигнализации

Автомобильная сирена — это дополнительный элемент сигнализаций, который предназначен не столько для защиты автомобиля, сколько для отпугивания потенциальных угонщиков. Такие устройства бывают простые и автономные и могут воспроизводить звук, громкость которого варьируется в пределах от 90 до 120 Децибел.

[ Скрыть ]

Общее описание и характеристика

Основная задача автомобильной сирены - воспроизведение электрического сигнала, подаваемого охранной системой на ее вход. Громкость, прерывистость и частота звучания преобразователя являются управляемыми характеристиками. От них напрямую зависит насколько эффективно и вовремя владелец транспортного средства будет оповещен об опасности.

Виды сирен для сигнализации

Существует несколько разновидностей рассматриваемых устройств.

В зависимости от места генерации излучаемого сигнала, сирены бывают:

  • с внутренней модуляцией (характер звучания задается схемой, находящейся внутри прибора);
  • с внешней модуляцией (параметры звука контролируются управляющим блоком сигнализации).

Также автомобильные сирены различаются по:

  • способу генерации звука;
  • величине звукового давления;
  • схеме подключения;
  • напряжению питающей сети.

По принципу генерации звука

Преобразование электрического сигнала в звуковой автомобильные сирены производят несколькими способами:

  1. С использованием пьезоэлемента. Управление амплитудой и частотой колебаний пьезоэлектрической пластины осуществляется изменением силы и частоты переменного тока, пропускаемого через ее цепь. Напряжение питания элемента в этом случае может варьироваться в пределах 12-20 вольт. Включив в схему устройства несложный программируемый микроконтроллер, владелец авто получает возможность менять характер звукового сигнала по своему усмотрению: с монотонного на двух-трехтональный.
  2. С помощью роторного электровоздушного устройства (турбины). Вращаясь с заданной скоростью, создавая и одновременно прерывая мощный воздушный поток, ее крыльчатка формирует звуковые волны необходимой силы и периодичности. Из-за технических особенностей подключать такие оповещатели к питающей сети рекомендуется через специальное реле.
  3. Индукционным способом. Излучателем звука здесь выступает металлическая мембрана. Ее колебания в поле электромагнита заставляют колебаться окружающий воздух по заданным системой параметрам. Такие приборы наименее востребованы в автомобилях из-за слишком высоких напряжения питания и энергозатратности.

Пьезоэлектрическая сирена SAS-81. Снято каналом «Shipdip».

По виду подключения и питания

Сирены различаются по способу подключения с основным блоком сигнализации: в зависимости от их конструкции передача управляющего сигнала может осуществляться:

  • по соединительным электрическим проводам;
  • посредством радиосигнала.

Для злоумышленника, пожелавшего нейтрализовать систему оповещения путем прерывания канала связи основного блока с звукоизлучателем, во втором случае сделать это будет невозможно. Такого преимущества нет у проводной системы подключения.

По способу питания звуковые оповещатели делятся на:

  • автономные;
  • неавтономные.
Автономные сирены

Такие девайсы оснащены внутренним источником напряжения и лишь подзаряжаются от основного аккумулятора. Режим работы (от внутренней или внешней батареи) выбирается поворотом замка, переключающего устройство между соответствующими цепями. Обычно он располагается на тыльной стороне корпуса.

Плюсом таких конструкций является:

  • их независимость от сбоев в работе бортовой электрической сети;
  • невозможность выведения их из строя отключением питания.
  1. Большие габариты.
  2. Необходимость постоянного контроля за состоянием внутренних батарей. По прошествии 2 - 2,5 лет их емкость значительно падает, что влечет за собой ускорение разряда основного аккумулятора. Еще одним следствием станет падение звукового давления, которое у автономных сирен и без того несколько ниже, чем у подключаемых к бортовой сети.

Сирена автономного типа

Неавтономные сирены

Приборы этого типа питаются от электрической цепи автомобиля и способны генерировать звуковой сигнал большей мощности. Они компактны и не требуют серьезного ухода. Однако, стабильность их работы напрямую связана с состоянием основного аккумулятора. Повреждение соединительных проводов полностью выводит устройство из работы, что делает его более уязвимым по сравнению с излучателями автономного типа.

Неавтономная однотональная сирена. Снято каналом Распаковка Автотоваров.

По степени давления звука

От указанного параметра напрямую зависит, звук какой громкости сможет сгенерировать сирена. Чем большее давление развивает звукоизлучатель, тем более обширную территорию охватывает его сигнал.

Условно их можно разделить на:

  • маломощные;
  • средней мощности;
  • большей мощности.

Подбор подходящего прибора следует производить в соответствии с решаемыми задачами.

По напряжению питания

Напряжение питания сирены выбирается в зависимости от параметров электрической сети автомобиля, на котором она будет установлена.

Используемые в легковых транспортных средствах сигналы работают от 12 вольт. В сигнализациях на грузовом транспорте применяют приборы с двухполярным питанием в 24 вольта.

Популярные модели

Востребованными на рынке звуковых оповещателей являются сигнализаторы марок:

  • StarLine;
  • Pandora;
  • Convoy;
  • Cyclon;
  • Chameleon и др.

Starline 203

Особенности модели:

  • это — однотональный звукоизлучатель, обладающий очень мощным звучанием;
  • корпус такой динамической сирены изготовлен из пластика, малочувствительного к механическим нагрузкам и воздействию высоких температур;
  • оболочка Старлайн непроницаема для влаги и пыли.


Сирена Starline 20.3

Технические характеристики:

  • напряжение питания: 12 В;
  • мощность: 20 Вт;
  • величина звукового давления: 112 Дб;
  • диапазон рабочих температур: -40° + 80° С;
  • максимальный ток потребления: 2 А;
  • габариты: 73х67х69 мм.

Теми же характеристиками обладает модель Starline 201. Ее корпус, как и корпус предыдущего устройства имеет форму рупора, при монтаже направляемого вниз. Такое положение защищает девайсы от попадания внутрь них влаги.

Pandora DS-261

Особенности модели Пандора ДС-261:

  • это однотональная сирена, питающаяся как автономно, так и от бортовой сети автомобиля;
  • встроенный внутрь нее никель-кадмиевый аккумулятор большей емкости обладает повышенным ресурсом работы;
  • малые габариты устройства позволяют размещать его в наиболее труднодоступных для проникновения местах.


Технические характеристики:

  • напряжение питания: 12 вольт;
  • номинальный ток: 1000 мА;
  • звуковое давление: 115 Дб;
  • мощность: 20 Ватт.

Falcon AR-165

В автономном режиме при номинальной мощности устройство Фалькон АР-165 способно работать до 30 минут. Замок управления с ключом повышенной секретности надежно защищает сирену от несанкционированного взлома.

Сирена Falcon AR-165

Технические характеристики:

  • номинальная мощность: 20 Вт;
  • рабочее напряжение: 12 В;
  • потребляемый ток: 1,5 А;
  • элементы питания: GP.

Установка сирены со схемами и пошаговыми инструкциями

Порядок и особенности подключения девайса зависят от типа его конструкции, а также от вида сигнализации, в комплекте с которой планируется использование.

Вне зависимости от этого существуют и общие правила монтажа сирен:

  1. Убедитесь, что место установки наименее доступно для проникновения злоумышленников.
  2. Работы производятся с отсоединённой от аккумулятора отрицательной клеммой.
  3. Перед тем как установить прибор необходимо убедиться в отсутствии рядом с ним нагревающихся частей двигателя (проводов системы зажигания, выхлопного коллектора). Невыполнение этого условия приведет к перегреву и оплавлению пластикового корпуса или изоляции электрических соединений. Нарушится оптимальный температурный режим работы внутренней схемы устройства.
  4. Сирена устанавливается в положении рупором вниз. Таким образом исключается попадание внутрь устройства скопившейся в моторном отсеке влаги.
  5. Для подсоединения минусового провода прибора используют любую часть проводки, имеющую контакт с электрической «массой» двигателя. Это могут быть и тщательно очищенные от ржавчины болт или гайка на корпусе автомобиля.
  6. Контакт проводов с движущимися или вибрирующими частями кузова может привести как к перетиранию их оболочки, так и к повреждению основной токоведущей части. Избежать этого можно тщательно укрепив такие места дополнительным слоем изоляции. Плотная, исключающая провисания укладка проводов на корпусе также защитит их от механических повреждений.
  7. Используя саморезы, следует позаботиться об отсутствии под местом установки звукоизлучателя других важных частей конструкции авто. К ним могут относиться элементы проводки, пластиковые или резиновые детали.

Установка сирены в надежно защищённом моторном отсеке автомобиля обеспечит:

  • сохранность устройства;
  • стабильность его работы;
  • недоступность для посторонних лиц.

Подключение устройства с автономным питанием

Подключение устройства с автономным питанием пошагово осуществляется так:

  1. После установки устройства проложить провода подключения и соединить в соответствии со схемой.
  2. Подсоединить провод красного цвета на постоянное питание +12 в от основного источника.
  3. Черный провод подключить непосредственно к кузову машины (-12 в).
  4. Белый проводник получает положительный сигнал управления от блока сигнализации. На схемах этот провод обозначается как «positive trigger».
  5. Четвертый провод синего цвета («negative trigger») предназначен для управления сиреной по отрицательному сигналу. Его отрезают, или аккуратно сворачивают и укладывают на основание сирены.
  6. Повернуть ключ в положение с зеленой точкой. В этом режиме сирена автоматически перейдет в состояние тревоги после пропадания напряжения от основного аккумулятора.


Схема подключения сирены с автономным питанием

Во избежание выхода устройства из строя в результате короткого замыкания или превышения током своего номинального значения по другим причинам, в цепь питания включают предохранитель. Делать этого не следует, если положительный провод сирены подсоединяется к уже защищенному плюсу сигнализации.

Как соединить неавтономную сирену с сигнализацией

Чтобы соединить неавтономную сирену с сигнализацией используют два штатных провода: красный (в редких случаях белый) (+) и черный (-).

В случае если управление девайсом осуществляется по положительной полярности, провод черного цвета садится на массу бортовой сети автомобиля. Тогда шнур в красной оплетке прикрепляют к плюсовой клемме сигнализации.

Второй вариант подключения (управление по массе) состоит в присоединении красного, положительного провода к плюсу аккумулятора. Цепь при этом защищается включением в ее состав предохранителя.


Схемы подключения с положительным и отрицательным управлением

Установка говорящей сирены

С его использованием появляется возможность:

  • каждому отдельному событию (срабатывание датчика удара, включение задней передачи и др.) присваивать отдельное, отличное от других звучание;
  • безошибочно выявлять среди других звук своей сигнализации;
  • воспроизводить музыкальный сигнал из других источников, минуя основной канал.

Имея в наличии элементарные навыки и минимальный набор инструментов сирену можно подключить по схеме, представленной на фото:


Подключение говорящей сирены

Переделка и настройка устройств

Изменение характера звучания стандартной автомобильной сирены по желанию пользователей в ряде случаев требует полной реконструкции или замены ее основных частей. Для этого понадобятся лишь элементарные знания схемотехники, а также навыки по созданию печатных плат.

Собирать схему двух- или многотональной автомобильной сирены, работающей от напряжения 12 или 15 вольт, можно в соответствии с таким планом:

  1. На бумаге или с использованием компьютерной программы создать эскиз печатной платы.
  2. Под копирку или с помощью принтера перенести рисунок на лощёную бумагу.
  3. Вырезать шаблон.
  4. Обработать заготовку из одностороннего текстолита с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
  5. После обезжиривания поверхности будущей платы с помощью утюга или самодельного устройства наклеить на нее шаблон.
  6. Удалить его, размочив в теплой воде.
  7. Протравить текстолитовую пластину в растворе, состоящем из 1 части хлорного железа и 3 частей дистиллированной воды.
  8. Тонким сверлом просверлить отверстия под ножки элементов платы.
  9. Впаять радиодетали согласно схеме.
  10. Установить генератор внутри корпуса сирены.
  11. Провести монтаж звукового оповещателя в месте его установки на автомобиль.

Фотогалерея

Принципиальная схема Проект печатной платы


Протравленная плата Схема дорожек на бумаге


Размещение элементов Плата в корпусе сирены

Многотональная сирена

Многотональную сирену — из вариантов звукового оповещателя с изменяющимся тоном, собирают на базе микросхемы 561ЛН2, при этом:

  1. Рабочую частоту генератора Г2, отвечающего за тон звучания сирены, определяет состояние транзистора VT1.
  2. Управление параметрами его работы производится настройкой сопротивления переменного резистора R1.
  3. Генератор звука Г1 отвечает за частоту производимого сигнала. Ее изменения добиваются подстройкой сопротивления R2.

Для получения фиксированного тона звучания потенциометры R1 — R2 могут быть заменены на постоянные сопротивления с номиналом 33 КОм.


Принципиальная схема многотональной сирены

Двухтональная

Двухтональная сирена, собранная по данной схеме, подключается ко входу охранной сигнализации и по громкости издаваемого сигнала не уступает промышленным образцам. При этом она потребляет значительно меньшее количество энергии и имеет свое, легко узнаваемое звучание.

Импульсы, формирующиеся на выходе мультивибратора D1.3, D1.4, попадают на выходной каскад, собранный на базе транзистора VT1. Воздействуя на них сигналом с частотой 2 Гц, сгенерированным мультивибратором D1.1, D1.2, добиваются двухтонального звучания сирены.


Схема двухтонального оповещателя

Сирена 12 Вольт

Используя всего два транзистора и динамическую головку с сопротивлением индукционной катушки 16 Ом (2 по 8 Ом), собирают несложную схему сирены с напряжением питания до 12 В.


Схема сирены с питанием от 12В

Сирена мощностью до 15 вольт

Для работы в комплекте с автомобильной сигнализацией подойдет сирена, собранная с использованием генератора УМС-8-08. Повышенная мощность прибора требует его подключения через специальное реле РЭС-10 (на схеме обозначено, как P1).


Сирена с напряжением питания до 15 Вольт

В памяти микросхемы хранятся 8 мелодий, для выбора которых предусмотрены кнопки:

  • S1 (пуск);
  • S2 (стоп);
  • S3 (выбор).

Звуковой сигнал на выходе устройства генерируется при замыкании контактов реле.

Питание микросхемы идет через резистор R3 и диод VD1. Здесь напряжение понижается до 3,3 Вольта. Сигнал с коллектора транзистора VT1 через инвертор D2.1 попадает на вход микросхемы D2.3. Он же напрямую подается на микросхему D2.2. Из-за несовпадения фаз cигналов, поступающих с D.2.2 и D.2.3 на мост VT2/3/4/5, ток в цепи динамика ВА1 течет то в одном, то в обратном направлении. Он усиливается за счет совпадения положительных и отрицательных полупериодов обоих сигналов.

Питание схемы происходит от сети с напряжением до 15В.

Сирена на базе микросхемы от сотового телефона

Вышедшую из строя сирену можно доработать в соответствии с микросхемой КА2410 от звонка сотового телефона.

Сигнал усиливается транзистором и поступает на динамик. На входе устанавливается защитный диод VD1, предохраняющий схему от неправильного подключения (подачи на положительный вход отрицательного напряжения).


Устройство на базе микросхемы от мобильного телефона

Как осуществляется управление автомобильной сиреной

Управление автомобильной сиреной осуществляется несколькими способами:

  1. «Внешней» сиреной для сигнализаций может управлять слаботочный выход отрицательной полярности. Для этого провод Negative Trigger соединяют с управляющим выходом, а второй «триггер» изолируют. Второй управляющий шнур рекомендуют соединять с «массой».
  2. Для управления положительной полярности внутри шлейфа сирены расположен шнур в белой изоляции. Его нужно подсоединять к выходу основного блока. Как только на нём появится напряжение, станет раздаваться сигнал тревоги.
  3. Для передачи управляющего сигнала также может использоваться высокочастотный радиоканал.
  4. Режим работы автономной сирены выбирается поворотом замка, расположенного на задней поверхности ее корпуса. В зависимости от положения ключа прибор будет работать либо автономно, либо от бортовой сети машины.
  5. Неавтономные сирены управляются с использованием силовых проводов.

Сколько стоит автомобильная сирена?

Видео

Пьезоэлектрическая сирена. Обзор, сравнение, тест. Снято каналом «Alarmtrade».

Это видео канала Паяльник TV создано специально для начинающих радиолюбителей, так как мы будем рассматривать очень простую схему, которая будет имитировать звук сирены. Работает она на 2 биполярных транзисторах разной структуры.

схема сирены на 2 транзисторах

Звук, воспроизводимый динамиком, будет создаваться благодаря тому, что база транзистора vt1 связана через конденсатор с небольшой емкостью с коллектором транзистора vt2. Здесь присутствует положительная обратная связь между ними. От емкости конденсатора c2 зависит тональность звука.

Работа сирены в симуляторе

Далее схему будем рассматривать в симуляторе everycircuit, чтобы понять протекающие в ней процессы. В симуляторе отсутствует динамик, поэтому он заменен на лампочку. После подачи питания ничего происходить не будет. Второй транзистор с нагрузкой хоть и подключен к источнику питания, но толк в этом контуре в первый момент времени протекать не будет, так как транзистор vt2 пока закрыт.

В схеме присутствует кнопка. Если на нее нажать, то конденсатор c1 окажется подключенным к источнику питания через резистор r1. Значит, после нажатия на кнопку этот конденсатор начнет заряжаться до напряжения источника питания. Промежуток времени, за который он зарядится, зависит от сопротивления резистора r1 и от емкости конденсатора. Обычно добиваются промежутков в пределах от трех до шести секунд.
При нажатии на кнопку ток от источника питания поступит не только на конденсатор c1, но также и на базу транзистора vt1. По мере зарядки конденсатора c1 возрастает напряжение смещения на базе этого транзистора и он в некоторый момент времени начинает открываться. Вслед за ним открывается транзистор прямой проводимости vt2. В динамике появляется звук определенной тональности. Но в эти первые секунды напряжение на конденсаторе c1 продолжает возрастать, также как и напряжение смещения на базе первого транзистора. Поэтому тональность звука плавно нарастает. Когда c1 полностью зарядится, это примерно через четыре пять секунд после нажатия, тональность перестанет изменяться и если продолжать удерживать кнопку, ничего не произойдет. Но если кнопку отпустить, тональность звука начнет плавно убывать. Это также зависит от емкости конденсатора и сопротивления r2. R3. Они подобраны так, чтобы тональность менялась так же, как и в первом случае, около четырех-пяти секунд. Процесс зарядки конденсатора хорошо виден по показаниям вольтметра, подключенного параллельно.

Радиодетали в схеме сирены. Для начинающих

Радиодетали дешево можно купить в этом китайском магазине .

Что касается выбора компонентов, то в качестве транзисторов можно выбрать отечественную комплиментарную пару кт315 и кт361, но так как на vt2 от этого приходится некоторая нагрузка, то лучше использовать, как и в представленном случае, более мощные кт816.
Динамик сопротивлением около восьми ом мощностью до трех ватт. Больше нет смысла.

Сопротивление резисторов можно отклонять плюс минус 20 процентов от указанных на схеме. Конденсатор c1 от ста до двухсот мкф от напряжением не менее шестнадцати вольт. Кстати, можно заметить что на плате в качестве этого конденсатора помехоподавляющий конденсатор серии mpx. Благодаря ему получается наиболее приятное звучание в отличие от керамических.
В качестве источника питания подходит крона на 9 вольт. Максимум можно питать от 12 вольт.