Свет и тень Урок фотографии N7. Мягкий свет и жесткий свет в фотографии Как создать мягкое освещение

IMAGE
И снова и снова заметка об очередной лекции Шимбаровского Александра (предмет - Мастерство фотохудожника).

В самом начале лекции речь шла о практическом применении вспышки, так же демонстрировалась работа тилт-шифт объектива, но по скольку я достаточно подробно это всё уже описал в позапрошлой заметке, то не буду особо повторяться. Озвучу лишь пару новых моментов.

При работе со вспышкой, повышенное ISO, позволяет лучше прорабатывать дальний план (фон).
Внешние вспышки, которые надеваются непосредственно на фотоаппарат, можно использовать как альтернативу моноблокам. Эта альтернатива получается более мобильной и такие вспышки также можно синхронизировать между собой. Для этого на них имеются переключатели типа: Off - Master - Slave. Off - автономная работа, т.е. синхронизация выключена, Master - вспышка является ведущей, т.е. дает сигнал для срабатывания ведомым вспышкам, Slave - ведомая вспышка, которая будет срабатывать по сигналу ведущей вспышки.

После небольшого практикума, мы вернулись вновь к теории и рассмотрены были виды света (по роли света в кадре) и основные световые схемы используемые при съемке.

Прежде чем рассматривать осветительные схемы, нужно обязательно разобраться в видах света, как какой свет называется и какие выполняет задачи.

Основные виды света

Каждый источник освещения в студии имеет свое название в зависимости от его расположения в студии, назначения и силы воздействия на снимаемый объект.

Рисующий свет как основной

Его располагают в ближнем секторе перед моделью, но помещают выше оси объектива фотоаппарата. Первостепенная задача рисующего света осветить самые главные элементы, подчеркнуть объем и формы снимаемого объекта или модели. Конкуренция других видов света недопустима - они могут только дополнять рисующее освещение. Проще говоря, рисующий свет можно назвать главным. Самостоятельно рисующий свет употребляется редко, так как он даёт контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей в тенях или света́х из-за большого интервала яркостей.

Давайте перечислим ряд недостатков рисующего света, если он используется как единственный источник.

Физические свойства источника освещения (в частности речь ведется о падении светового потока) не позволяют должным образом освещать фон. Фон остается контрастным по причине разницы в освещении самой модели и предмета и фона.

Освещение получается только частичным: модель освещается наполовину - сторона, которой модель повернута к источнику освещения.

Много времени отбирает выбор места для установки объекта съемки. Дело в том, что возникают проблемы с тенями, которых оказывается очень много: на лице, на сопутствующих предметах, на фоне и т.д.

При рисующем свете невозможно использовать фон как элемент уравновешивания композиции.

При всех своих недостатках, рисующий свет имеет свои фактуры и помогает сделать конечный образ более ярким контрастным.

Зачастую изображение одиночного источника рисующего света именуют рембрантовским и отмечают определенное сходство готовых фотоснимков с кистью художника. Скудность и лаконичность рисующего света позволяют выдвинуть на передний план действующий персонаж или предмет и оставляют его в поле зрения зрителя.
Рисующий свет характеризуется также своей красотой и сложностью. Правда, основные проблемы возникают прежде всего в связи с несовершенством.

Для полноценной работы с любыми источниками света, следует запомнить два основных правила:

1. Каждый из перечисленных источников света принято устанавливать отдельно.
2. Контроль над освещением устанавливается только посредством видоискателя камеры.

Заполняющий свет

По сути, заполняющий свет - это общее равномерное освещение. По интенсивности он должен быть слабее, чем рисующий, как правило, на две-три ступени. Известно, что чем ярче заполняющий свет, тем слабее рисунок, тем меньше световой контраст, тем более, если мы имеем дело с плоским изображением. Иногда роль заполняющего может играть моделирующий рассеянный свет. Часто в качестве заполняющего света используют накамерную вспышку.

Итак, для чего предназначен заполняющий свет? Он смягчает светотеневой рисунок фотографии, делает менее глубокими тени. Однако есть ситуации, когда в его использовании нет необходимости. Это: драматический женский портрет, светотеневой мужской портрет, светотональный мягкий портрет. В остальных же случаях заполняющий свет работает на благо фотографу, поэтому стоит знать о его особенностях.

Чтобы создать заполняющий свет, используют софт-боксы и светоотражающие панели, лайт-панели, лайт-диски. Располагается источник заполняющего света стандартно: фронтально или рядом с фотокамерой, спереди по диагонали. Есть мнение, что источник заполняющего света должен располагаться только фронтально, потому что иначе на фотографии появятся грубые двойные тени. Но, если фотограф использует софт-бокс или лайт-диск, расположив их близко к модели, риска появления дополнительных теней можно избежать.

Если использовать только заполняющий свет, кадр будет плоским, лишённым контраста.

Вместе, заполняющий и моделирующий свет создают уже достаточно гармоничную картину.

В случае, если мы хотим использовать не чёрный фон, а особенно если волосы модели сливаются с фоном, стоит подключить ещё дополнительные источники света о которых речь пойдет ниже.

Контровой свет

Контровый свет называют еще контурным и акцентирующим. Он выявляет форму всего объекта фотосъемки или какой-либо его части, а также "отрывает" объект от фона. Для того, чтобы получить линию светового контура, источник контрового освещения располагается сзади объекта на близком расстоянии от него. Регулировать толщину линии светового контура на фотографии можно, увеличивая или уменьшая интенсивность контрового освещения. Контровый свет служит для выделения светового акцента. С его помощью подчеркиваются фактуры волос, одежды и пр.

Одной из техник, основанной на контровом свете, является котражур (Contre-jour, съемка против света).

Фоновый свет

Как и следует предположить, исходя из названия, фоновый свет освещает фон, на котором изображен объект фотосъемки. Он может быть равномерным и неравномерным. У фонового света есть две задачи. Он создает дополнительную пространственную глубину фотоснимка, отделяя объект от фона, и освещает фон, подчеркивая его фактуру и цвет. Интенсивность фонового света должна быть ниже, чем у рисующего.

Источник фонового света устанавливается так, чтобы светлые участки объекта рисовались на темном фоне, а темные - на светлом. Для создания фонового света применяют источники жесткого света. Они формируют световое пятно фиксированной формы и размера или равномерно освещают фон. Источников может быть несколько.

Моделирующий свет

Моделирующий свет - направленный пучок света малой интенсивности, используемый для получения бликов, улучшающих передачу объёма объекта и подсветки теней с целью их смягчения, а иногда и полного устранения. В зависимости от цели и творческих идей моделирующий свет может быть мягким и жестким.

Направление светового потока бывает самым различным - от фронтального до контрового, что определяется замыслом фотографа. При этом моделирующий свет в той или иной мере неизбежно влияет на густоту теней, высветляя их тем более, чем ближе эти теневые участки соприкасаются с участками, на которые накладывается моделирующий свет.

Моделирующий свет - вспомогательный световой компонент. Он должен гармонически соотноситься с рисующим светом, всегда учитывать его преобладающее значение в распределении светов и теней на объекте.

Про световые схемы я расскажу уже в последующих заметках, так как в рамках лекции нам очень поверхностно дали представление о четырех базовых схемах, но обещали подробнее всё это проработать на практических занятиях в студии. Думаю что после этих практических занятий я и опишу все моменты связанные со световыми схемами, а то если сейчас пытаться разобраться в теме при помощи гугла, на последующие заметки и материала не останется и придется повторяться)

А в рамках этой заметки я еще упомяну о том, что свет бывает мягким и жестким.

Мягкий и жесткий свет

Понятие "жесткого" и "мягкого" света относительно и один и тот же источник света, в различных условиях съемки, может быть и жестким и мягким. От каких же тогда параметров зависит, каким будем свет? Давайте посмотрим на наглядные примеры, выполненные на трёхмерных моделях.

Основное отличие жёсткого света от мягкого заключается в градиенте перехода между световыми и теневыми участками. Если посмотреть на места, обведённые красными кружками, то вы увидите, что на лице слева освещённая часть резко обрывается и переходит в тень, в то время как на лице справа переход от светового участка в теневой более плавный.

Теперь перейдем от трехмерной модели к настоящей:

На фотографии с жестким светом тень получилась ярко выраженная, с резкими границами, тогда как на фотографии с мягким светом тень более размытая и переход от светлого участка к темному (тени) намного мягче и почти не заметен. Как вы заметили, фотография с мягким светом смотрится более привлекательно, поэтому считается, что портреты с использованием мягкого света как основного источника выглядят лучше (если вы фотографируете девушку, снимайте лучше с мягким светом).

Факторы, влияющие на тип света:

Размер источника освещения относительно размеров снимаемого объекта;
- расстояние от источника света до объекта съёмки.

Чем источник света больше и ближе к объекту, тем свет мягче. И наоборот, чем меньше и дальше, тем он жестче.

Если сфотографировать лицо человека в свете лампочки накаливания, свет получится жёстким, так как лампочка меньше лица человека. Солнце в ясный день так же является жёстким источником света (и большой проблемой для фотографа) даже не смотря на свои огромные размеры, поскольку оно находится очень далеко относительно снимаемого объекта.

Если же небо будет затянуто облаками, то свет будет мягким, так как солнечный свет, проходя через облака, будет рассеиваться. За размер источника света в данном случае будем брать уже не солнце, как таковое, а облака, которые рассеивают направленный солнечный свет. Облака имеют размер намного меньше, чем поверхность солнца, но находятся гораздо ближе к снимаемому объекту (поэтому, когда на улице облачно фотографы радуются).

Жксткий счет подчеркивает фактуру (текстуру) и рельефность объекта съемки и может сделать фотографию более контрастной и драматичной.

Способы смягчения света

- рассеивание света . Для этого подойдет любой просвечивающий предмет, поместите его между объектом съемки и источником света. Фотографы используют зонты на просвет и отражения, софтбоксы, октабоксы, рассеиватели (продаются вместе с отражателями), но также это может быть простыня, занавеска, все, что способно рассеивать свет;

Отражение света . Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок.

Необходимо учитывать, что при смягчение света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком более незаметной.

На сегодня хватит...

Продолжение следует...

Очень часто фотографы, которые пытаются освоить студийную съемку или даже просто разобраться с тем, самостоятельно изучая , сталкиваются с трудностью определения таких понятий как «жесткий» или «мягкий» свет. Вроде и из контекста понятно, чем одно отличается от второго, а наглядности нет, потому что у человека небольшой опыт работы с освещением.

А ведь жесткий и мягкий свет - условное обозначение. Конечно, есть и четкое понимание - вот этот свет жесткий, а вот этот мягкий. Но есть и так называемые промежуточные стадии мягкости света, которые кто-то может отнести к мягкому освещению, а кто-то посчитать жестким светом. Именно поэтому «мягкость» и «жесткость» - лишь плавность границы перехода света и тени.

Существует простой способ проверить какое у вас освещение. Этот метод хорошо работает как в студии, так и при естественном свете на открытом воздухе. Для определения не требуется даже какого-то специального оборудования. Достаточно рук и непосредственно источника света.

Держите левую руку перед собой ладонью вверх. Палец правой руки расположите в нескольких сантиметрах от ладони и таким образом, чтобы источник света находился примерно в таком положении, как вы собираетесь снимать. Теперь смотрите на тени, которые отбрасывает палец на ладонь. Наглядно и очевидно - чем жестче свет, тем тень от пальца будет более резкой и наоборот. Вы также можете обратить внимание на то, как изменяются (расплываются или наоборот концентрируются) тени, когда вы становитесь ближе к источнику света или отходите дальше от него.

После того, как несколько раз проверить подобным способом, какой вокруг свет, уже можно будет ориентироваться без особых усилий и даже со временем научиться хорошо видеть сколько источников света было использовано фотографом в той или иной ситуации.

Которые призваны подчеркнуть естественную красоту объекта. Самая распространенная среди них - мягкое освещение. О том, что оно собой представляет, как его добиться и как сделать свой проект «красивым внешне», рассказывает режиссер и оператор Тед Сим в видео Apurture.


Мягким обычно называют , который как бы окутывает объект съемки. Он при этом отбрасывает рассеянные тени с мягкими контурами. Это полная противоположность контрастного, «жесткого» освещения.

Когда его используют

В качестве рисующего освещения мягкий свет используют, когда в кадре нужно создать незаметные или минимальные тени. Поскольку мягкий свет окутывает объект съемки лучше, чем контрастный, его чаще всего применяют в сценах, где нужно скрыть определенную нежелательную текстуру изображения.

Вспомним художника Боба Росса. Поскольку именно расположение теней и ярких участков создает глубину в изображении объекта, этот эффект лучше свести к минимуму, избавившись от теней.

Работая с фэшн-видео, например, вы можете применить мягкое освещение, чтобы спрятать морщины или другие признаки старения модели, которые в противном случае стали бы заметны. Кроме того, мягкое освещение отлично работает в качестве заполняющего или «окружающего» света. Благодаря отсутствию явных теней, вы можете использовать его вместе с рисующим, экспонируя объект. Так вы не допустите, чтобы у него появилось сразу несколько теней.


Посмотрим на ситуацию с точки зрения классической трехчастной схемы освещения. Если заполняющий свет выйдет слишком контрастным, у человека под носом и подбородком могут появиться сразу две тени: одна - от рисующего освещения, другая - от заполняющего. Мы же привыкли видеть всего лишь одну тень - от Солнца, и только в подобной ситуации изображение кажется естественным.


Скриншот из видео

Конечно, это правило можно нарушать, но не стоит забывать о нем, если вы стремитесь к классическому пониманию красивого изображения. Очевидно, когда речь идет о полностью белом окружении, вам нужно задуматься именно о мягком свете.

Сцена из фильма «Бёрдмэн»

Мягкое освещение также идеально подходит для ситуаций, когда вам нужно перемещать осветительное оборудование незаметно для зрителя. Вспомним традиционный прием «разговора на ходу» - персонажи двигаются по направлению к камере, которая также перемещается в пространстве вместе с ними. Но как в такой ситуации сохранить красивое освещение? При помощи мягкого освещения. Такие сцены обычно освещают при помощи отражателя или крупного осветительного оборудования, вроде чайнабола или софтбокса. Движение света выдают тени, так что если они незаметны, иллюзия сохраняется.

Как создать мягкое освещение

Ключевые факторы достаточно просты - размер источника и расстояние до объекта. В общем и целом, чем больше источник и чем ближе он к объекту, тем мягче свет. Солнце, например, - это огромный источник света, но посколько оно находится далеко от Земли, от него исходит жесткий свет, который хорошо видно в ясную погоду.


Скриншот из видео

Самый простой способ добиться мягкого освещения - рассеиватели. Конкретнее - софтбоксы, которые можно прикреплять к светильнику, таким образом увеличивая его в размерах. Если вам нужен светильник еще больше - попробуйте задействовать светильники, вроде чайнаболов. Более традиционные средства: ткани, рамки, - в общем, все, через что может проходить свет. Кроме того, в ход может пойти и отражающая панель, которая тоже поможет сделать источник больше в размерах.

Главный инструмент фотографа - не фотоаппарат, а свет. Это он рисует на пленке или матрице пейзажи, портреты, натюрморты. С помощью света решаются три фотографические задачи: техническая, изобразительная и композиционная. Техническая задача - получение изображения - решается благодаря изобретению фотоаппарата: строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в нужное место кадра, где и возникают темные или светлые участки - света и тени.

Для решения изобразительной задачи мало просто залить светом пространство, попавшее в поле видоискателя. С помощью света на плоскости снимка можно изобразить, то есть нарисовать, окружающий нас трехмерный мир. Свет позволяет передать округлость яблока и нежность кожи ребенка, графичность кованой решетки и ноздреватость гранитной мостовой, красоту хрустального бокала и блеск никелированной поверхности столового ножа, нежные краски туманного утра и кричащие контрасты ночного города. Композиционную задачу можно решить с помощью теней, порождаемых светом. Иногда тень проста и определенна. Она сама по себе является объектом съемки и сутью снимка (фото 2). Иногда тень образует необычайно витиеватые линии, которые, соединяясь с фоном, могут вызывать у зрителя сложные ассоциации, многократно усиливая эмоциональное воздействие фотографии (фото 3). Можно также использовать тень как композиционный элемент снимка, чтобы, к примеру, соединить в единое целое его разрозненные части и придать ему композиционную завершенность (фото 4).

Свет может быть направлен на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий только этому направлению света теневой рисунок, влияющий на восприятие фотографии зрителем.

Направления света

Свет различается, в зависимости от его направления на объект съемки:
- задний (или прямой) - направлен на объект съемки из-за спины фотографа.
- верхний - направлен на объект съемки сверху. нижний - направлен на объект съемки снизу. верхнебоковой - направлен на объект съемки под углом справа или слева от камеры.
- боковой - направлен на объект съемки строго сбоку. заднебоковой - направлен на объект съемки под углом сзади и справа или слева от камеры.
- контровой - направлен в сторону объектива камеры.

Виды света

Очень часто для создания снимка, как на улице, так и в помещениях, используется сразу несколько источников света. В этом случае каждый их них имеет свое назначение и наименование
- рисующий - основной вид света (все прочие играют вспомогательную роль). Это он образует тени, определяющие светотеневое решение снимка. Рисующий свет обычно создается одним источником света и может быть направлен на объект съемки отовсюду.
- заполняющий - с его помощью подсвечивают тени, придавая им легкость и прозрачность. Без заполняющего света в тенях могут образоваться абсолютно черные зоны. Иногда это бывает уместно, но чаще в тенях должны читаться хоть какие-то детали.
- контровой - направляется на объект сзади и поддерживает рисующий свет, создавая в освещенных им зонах дополнительные блики.
В случаях, когда яркость объекта и яркость фона совпадают, контровой свет помогает оторвать объект от фона.
- контурный (или контражур) - разновидность контрового света. Образуется источником, установленным точно за головой модели и направленным в объектив фотокамеры. Такой свет рисует вокруг объекта съемки яркий пересвеченный контур, лишенный деталей (фото 3).
- фоновый - применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего рисующий свет.

Качества света

- мягкий (или рассеянный) - не образует резких теней (фото 7, 12). Это свет пасмурного дня или прикрытого набежавшей тучей солнца (фото 1), свет, отраженный от белой стены или фотозонтика (полупрозрачного, работающего на просвет, или со светоотражающей внутренней поверхностью, работающего на отражение), свет софтбоксов (специальных осветительных приборов, дающих мягкий свет).

- жесткий (или направленный) - образует резко очерченные, глубокие тени (см. фото 2 - 4). Это свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, спотов (специальных источников направленного жесткого света, дающих очень узкий пучок лучей).

Искусственный свет

На улице есть только один источник света - солнце, и управлять им фотограф не может, в отличие от студии, где со светом можно делать все что угодно. Работая в студии, я стараюсь освещать кадр так, чтобы повторить воображаемое естественное освещение. Например, имитирую свет солнца, полоски теней от жалюзи или свет из окна. При таком подходе к работе со светом удается снимать «правдивые» фотографии, рассматривая которые зритель испытывает радость узнавания (фото 6).

Для получения рисующего света можно использовать все виды осветительных приборов, однако людей удобнее снимать с импульсными источниками, потому что съемка подвижных объектов требует коротких выдержек. Вспышки выдают мощный импульс за сотые доли секунды, это позволяет гарантированно избежать шевеленки. Натюрморты, напротив, лучше освещать приборами с галогеновыми лампочками. Постоянно горящий свет дает возможность тщательно, не торопясь, выстраивать композицию, а длительность выдержки в этом случае не может повлиять на результат съемки.

Мягкий свет не образует резко очерченных, глубоких теней. Такой свет можно получить, когда светящееся тело источника света имеет излучающую площадь настолько большую, что она как бы охватывает объект и справа и слева. Один и тот же софтбокс или зонтик может работать очень мягко, если его подвинуть вплотную к объекту съемки, и очень жестко, если отодвинуть на большое расстояние от него.

Для получения мягкого света вовсе не обязательно пользоваться дорогими софтбоксами. Иногда можно получить очень мягкий свет, направив вспышку в потолок или на белую стену. Я часто пользуюсь для этого листами пенопласта, которые хорошо рассеивают свет, не меняя его цветовой температуры. Очень удобны складывающиеся лайтдиски (натянутые на стальную пружину отражатели света). Они также служат отличным источником мягкого рассеянного света и в студии и на улице. Мягко работает также свет любого окна городской квартиры, если не отходить от него дальше одного метра (фото 7).

Уличное освещение

Не всегда светотеневое решение кадра, диктуемое сложившимися условиями, удачно решает изобразительную задачу. Предположим, понравившийся объект я увидел в серый пасмурный день, когда ровное, почти бестеневое освещение не позволяет передать на фотографии ни рельеф местности, ни фактуру материала, которым отделаны стены домов, ни округлость колонн, ни цвета мозаичных украшений. Придется возвращаться сюда еще раз, но когда, в какое время дня? Солнце, описывая на небосводе дугу, постоянно меняет условия освещения. Ранним утром свет стелется вдоль поверхности земли, преодолевая толщу запыленной атмосферы. При этом он рассеивается и окрашивает воздух в теплые красные и желтые тона. Часов в десять утра, когда солнце поднимается над линией горизонта градусов на тридцать, появляются тени, направленные по диагонали вниз. С полудня до двух часов дня солнце в зените, в это время светотеневой рисунок, пожалуй, самый неудачный: вертикальные предметы длинных теней не образуют. Есть правда исключение из этого правила - стены домов подставляют солнцу свои бока так, что любой карниз, любая крошка цемента, выступающая над ровной поверхностью, образует глубокие, черные тени. Если грамотно этим воспользоваться, то можно получить весьма впечатляющие фотографии (фото 8). Затем солнце опускается, повторяя весь процесс изменения светотеневого рисунка, только направление теней на объекте меняется на противоположное.

Управлять светом солнца нам не дано. С этим приходится мириться, но это вовсе не значит, что съемка на натуре - простая фиксация момента. Начинать надо с выбора времени съемки. От него зависит: на какой высоте будет солнце, под каким углом будут падать тени, будет ли утренняя дымка смягчать и размывать объекты заднего плана. Даже в течение одного дня нельзя снять две одинаковые картинки. Я уж не говорю о влиянии погоды на условия освещения. Свет открытого, прямого солнца резок и бескомпромиссен, но свет того же солнца будет заметно рассеян простым наличием облаков на небе - они служат хорошими отражателями. Тучка, прикрывшая солнце, может сделать этот свет мягким, а большая грозовая туча - почти бестеневым (фото 1).

Свет пасмурного дня и свет солнца из-за линии горизонта аморфны и не образуют светотени (фото 12). Свет зависит не только от времени дня, но и от времени года, от того, идет дождь или снег. Воистину, плохой погоды не бывает - бывают плохие фотографы. Главный инструмент воздействия на уличное освещение - ноги. Не удивляйтесь, это они позволяют выбрать правильное направление съемки. Свет, как и в студии, может быть задним, заднебоковым, боковым, контровым, но если в студии я перемещаю лампы, то со светилом такие вольности не проходят. Приходится самому перемещаться в пространстве, меняя направление света в кадре.

Если солнце у фотографа за спиной, жди плоской картинки. В большинстве случаев это плохо - не выявляются объемы предметов. Но иногда можно очень эффектно использовать собственную тень (фото 10) или тени рядом стоящих людей.

Контровой свет солнца отличается от студийного. Света и в этом случае занимают меньшую часть площади снимка, создавая общую темную тональность. Однако на улице очень заметно светорассеяние и переотражение лучей солнца. Воздушная дымка или туман эффектно выделяются на более темных фонах, тонально подчеркивая глубину пространства, а светорассеяние позволяет получить необходимую проработку затененных деталей. Очень красивы бывают тени, образованные контровиком. Контуры и силуэты помогают созданию лаконичных и броских снимков. Хороши в контровом свете блестящие поверхности воды, полированного металла, стекла, различных полимерных пленок, каменная отделка архитектурных сооружений, морская галька, облака на закате и т. п. (фото 9).

Если повернуться к солнцу боком, то характер освещения переменится. Тени будут исправно работать на фотографа, но картинка станет намного светлее, потому что освещенных солнцем плоскостей станет намного больше, чем при контровом освещении. Цвета станут насыщенными. Найти гармоничное сочетание светов и теней при таком освещении довольно сложно. Свет и тень вступают в извечный спор - кто важнее для искусства (фото 11).

Свет в композиции

Уравновесить света и тени мне помогают композиционные «весы». Они всегда при мне и, рассматривая фотографии, я мысленно взвешиваю их содержимое. Понятно, что темные пятна тяжелее светлых, а красный предмет перевесит зеленый. Мне нравится, когда предметы на фотографии подчиняются законам тяготения, когда внутри каждого снимка царят гармония и равновесие. Выстраивая снимок, стараюсь не располагать все объекты в одной половине кадра, иначе снимок развалится - если верх фотографии будет очень темным, а низ светлым, зрителю инстинктивно захочется перевернуть его. Стоит только включить внутренние «весы» и проанализировать разбросанные по картинке света и тени, как обнаружится, что многие требуют ампутации свободных от смысловой нагрузки пространств. При этом снимки хуже не становятся. Однако кадрировка, как правило, приводит к уменьшению использованной площади негатива или матрицы и тем самым снижает его качество. При увеличении снимка падает резкость, вырастает зернистость. Поэтому уравновешивать кадр лучше в процессе съемки.

Когда я учился снимать, я мысленно представлял себе, что плоскость снимка сбалансирована на кончике иглы. Достаточно положить на любую точку этой воображаемой конструкции гирьку, как для удержания равновесия придется использовать противовес. Таким противовесом может быть не только предмет, но и тень от него (фото 15).

На этапе ученичества имеет смысл поснимать натюрморты - мертвая натура позволяет, не торопясь, продумать все элементы композиции. Снимая натюрморт, следует прежде всего найти место для главного предмета, только после этого можно заполнять свободное пространство снимка чем-то другим. Наиболее простым решением может показаться центральное расположение главного объекта или симметричная композиция. Однако симметрия убивает движение в кадре, природа симметрии не любит. Продуманное нарушение симметричного композиционного равновесия может придать снимку дополнительный смысл, волнующую эмоциональность или загадочность. Такой снимок должен вызывать неосознанное беспокойство у зрителя, задерживая тем самым на себе его внимание (фото 13).

От хорошего снимка невозможно отрезать ни одного миллиметра, не причинив ему вреда. В нем все должно быть взаимосвязано, как в хорошем часовом механизме, - вынешь любую деталь, и часы станут безделушкой. Однако анализ светотеневого рисунка фотографий не всегда бывает прост. Многие картинки прекрасно живут без ярко выраженных главных теней или главных световых акцентов. Красивая фотография впо-лне может оказаться сотканной из множества равнозначных по площади и яркости светов и теней (фото 14). В этом случае фотографу не остается ничего другого, как упорядочить эту мозаику, навести в ней порядок, используя все богатство доступных ему композиционных приемов: верхние или нижние ракурсы, линейную или тональную перспективу, точки золотого сечения, глубину резкости, выделение чего-то важного с помощью цвета или наоборот обесцвечивания. Но главное все же - умение видеть света и тени вокруг себя и научиться управлять ими.

В этом обзоре я хочу привести выдержки из статей прекрасного московского фотографа Олега Титяева . И, хотя рассказ о типах света ведется на примере работы студийного оборудования, но от этого свойства света не меняются: жесткий остается жестким, а мягкий — мягким, что в студийных моноблоках, что в портативных вспышках. А в этих статьях очень все расписано настолько правильно и грамотно со стороны настоящего практика, что остается только сказать «спасибо!» и представить вашему вниманию.

Как человек, проводящий много времени в студиях и вообще неравнодушно относящийся к фотографии, очень часто вижу, как начинающие, а порою и не только, фотографы буквально боятся света. Бывает, что после нескольких часов съемки «портфолио» наблюдаешь, что в студии фотограф даже не притронулся к свету. На вопрос администратора, что вам нужно, следует секундный взгляд в недра студии, обнаружение там четырех софтбоксов, оставшихся после предыдущей съемки и безразличный ответ, «так пойдет». Сам был свидетелем, как после такой съемки ни одна лампа не изменила своего положения.

…да действительно, то что порой фотографы принимают за жесткость или мягкость, это рефлексы от стен, которые мы ловим…

А ведь съёмка портфолио это поиск модели светом, это «раскусывание» модели светом. Не покраска ее во всевозможные цвета, не взлохмачивание волос в голову-микрофон, а попытка предложить несколько своих решений, своих взглядов на то, как она может выглядеть. Хорошо сказал один фотограф — портфолио надо снимать быстро, постоянно меняя свет. Рецепт прост. Гениально.

Все знают,что чем свет ближе, тем он мягче. Однажды мы поспорили с одним фотографом (да и не с одним, и не раз) об этом. После 15 минутного своего раздумья (и моего беспрерывного аргументирования с энергичным маханием руками), он согласился, «да действительно, то что порой фотографы принимают за жесткость или мягкость, это рефлексы, которые мы ловим от стен». Даже большой софтбокс, отнесенный на большое расстояние превратится в очень жесткий источник. Только чтобы это понять, нужно одеть соты и выкрасить стены в черный цвет. Это один из множества примеров, которые я могу привести, рассуждая об элементарной теоретической безграмотности, иногда просто нежеланием, а иногда и страхом всё это обсуждать и изучать.

Определим две грани — два полюса.

ЖЕСТКИЙ СВЕТ — солнце, свет лампы, прожектор, фонарь, фары автомобиля. Т.е. что-то резкое, жесткое, подчеркивающее фактуру, объем, свет, ярко передающий цвета, создающий глубокие тени.

МЯГКИЙ СВЕТ — пасмурная погода, сумерки, дневной свет из окон. Он обвалакивает, скрывает фактуру, смягчает цвета, уплощает, разглаживает объем, создает спокойствие, умиротворение.

Поэтому, когда я хочу подчеркнуть фактуру лица модели, подчеркнуть ее красоту, создать яркую, драматическую картинку, я выбираю жесткий свет. Этим же обрекаю себя на необходимость очень тщательно, очень ювелирно оперировать со светом, ведь иногда сдвиг источника света на пару сантиметров в корне меняет картину. С другой стороны, когда я вижу, что модели не идет жесткий свет, я стараюсь все больше и больше снимать мягким светом, модель становится похожа на ту, которую привыкла себя видеть в зеркале, она для самой себя становится «узнаваемой». Жесткий же свет — это уход от привычного восприятия модели, чего многие, в основном в частных заказах, не хотят.

Есть еще один аспект выбора между жестким и мягким светом. Его можно определить такой не совсем приятной фразой: “Жесткий свет красивых моделей делает красивее, некрасивых еще некрасивее” Увы, как это не печально и не жестоко, но это так. И работает в 95% случаев. Поэтому, если я делаю съемку модели, я скорее буду увлекаться схемами с жестким светом, если это частная съемка, или съемка девушки, “считающей, себя моделью”, у меня будут превалировать мягкие софтбоксы или что-то вроде того.

Итак, начинаем с одной из моих любимых световых схем с верхним фронтальным жестким светом. Это одна из самых красивых схем света, но как мы говорили, идет она далеко не всем, поэтому я и опишу немного свой взгляд на эту схему. Здесь модель смотрит в камеру, ее лицо повернуто на камеру, свет расположен сверху фронтально. Естественно какие-то отклонения от идеальной линии возможны, но когда боковая тень от носа станет выраженной и тем более достигнет тени на щеке мы будем говорить уже о боковом свете, и это уже совсем другая история.

Посмотрим на эту фотографию.

Мы видим как фронтальный свет красиво лег на лицо: прекрасно структурировал волосы, подчеркнул линию бровей, обозначил объем губ, даже немножко большая тень под носом не смущает в данном случае, потому что она не выделяется на фоне глаз и губ (ну, если не присматриваться Тень на шее, повторяющая линию подбородка, придала фотографии некоторую монументальность, а небольшая тень на фоне придаёт (или вернее сохраняет) объем рисунка. Фотография намеренно немного пересвечена, плечи уходят уже в 100% пересвет, это еще больше придает драматизма, монументальности фотографии. Модель смотрит уверенным взглядом и всё это создает образ уверенной в себе, красивой, сильной, доминирующей девушки. И здесь жесткий фронтальный свет отработал на 100%.

Вообще, вопрос о доминировании модели на фотографии — это отдельный, очень важный вопрос. Мне нравится термин “доминировать”. Я к этому стремлюсь каждую секунду. К тому, чтобы модель доминировала над всеми, чтобы не фотограф доминировал над моделью. Я имею ввиду в образах, а не в стиле общения на съемочной площадке. Как мне сказал один известный фотограф: “Мы их и снимаем то с полу, чтоб они доминировали над нами, а вовсе не за тем, чтобы ноги были длиннее, их мы удлиним в Фотошопе». В этой шутке есть громадная доля истины, и я думаю мы еще вернемся к этой теме.

Но, не смотря на всю кажущуюся простоту и распространенность, это — одна из самых сложных световых схем для фотографа. Когда ты начинаешь играть ракурсами, играть положением головы, таскать свет из стороны в сторону мы получаем в руки на порядок больше инструментов, а здесь только 2: высота рефлектора и наклон головы. Поэтому, здесь важно найти идеальный наклон головы модели и высоту рефлектора (иногда сантиметры оказывают решающее значение), именно это определяет, как ляжет свет на модель.

Попробуйте сразу сделать десяток фотографий, проведя дугу рефлектором от уровня камеры до почти вертикального положения над головой модели, затем еще десяток фотографий, поставив рефлектор где-то на 45 градусов над головой модели и попросим ее сначала наклонить голову вперед, посмотреть на вас исподлобья, а затем постепенно поднимать голову вверх до тех пор, пока она видит вас взглядом.

Да, 95% из того, что получится, будет полным ужасом, но вы получите не сравнимый ни с чем результат:

— Во-первых, вы получите сразу ответ, стоит ли продолжать с такой схемой света (иногда усилия бывают напрасны, и надо быстро переходить к другим схемам),
— Во-вторых, если стоит, то вы наверняка увидите там, просматривая снимок за снимком, несколько удачных решений, подсказок.

На всё должно уйти минуты 2-3, на просмотр минута. Я, конечно немного утрирую, я могу уже на первом снимке сказать себе — “всё, хватит, давай пробовать другой свет”. Но вы пробуйте, через нескольких таких простых упражнений вы начнете уже гораздо легче и главное быстрее понимать, и обозначать себе направления следующих шагов.

Вот, к примеры фотография, где мною было выбрано наклоненное вперед положение головы, взгляд исподлобья, для того чтобы сохранить светотеневой рисунок, я опустил лампу очень низко, рефлектор находится чуть выше камеры. Это пример того, когда просмотрев множество вариантов, я выбрал один из самых подходящих ракурсов и уже здесь работал со светом, подбирая необходимый угол.

Итак нашли положение, смотрим что тень от носа не достигает верхней губы, глаза не проваливаются в тёмные пятна, нет каких то неприятных теней. Смотрим на тень от волос, на скулы, на носогубные складки, на тень от подбородка. Если на некоторых фотографиях она (тень от подбородка) усиливает драматизм, монументальность фотографии, слившись с тенью на стене и превратившись в некий постамент, основание фотографии. В других случаях эта тень может превратится в черный ошейник, и надо очень внимательно смотреть на этот участок: тень на шее, положение плечей, их соотношение с тенями на стене, иногда именно решение этой задачи придает изящность фотографии, добавляет ей основание, опору, завершенность, и избавляет ее от бытовой банальности.

И если вы решили для себя, что такой свет идет модели, то все — пришло ваше время делать гениальные фотографии, набивать фотографии десятками, сотнями, прося модель немного двигаться, анализируя каждый шаг. Я считаю что такая манера съемки, когда ты набиваешь сотни кадров — это лучшее решение. Модель не должна ждать. Вспышка с шагом в 1 секунду завораживает ее, она расслабляется, она не видит вас, она ослеплена, она не слышит от вас дурацких команд типа: «Ну изобрази какую-нибудь эмоцию», она остается одна на один с камерой, она работает уже сама с собой, не видя вас, и ваши легкие подсказки “Подбородок чуть вверх, плечо влево» это уже советы сильно заинтересованного, но не вмешивающегося в процесс, не подавляющего ее человека. Это ее игра, и дайте ей в нее наиграться. Результат превзойдет все ожидания. Но я думаю, я немного отвлекся…

Часть 2 Часть 4