Дом на котельнической набережной. Элитная высотка внутри и снаружи (много фото) Котельная набережная 1 15

Глава «Жилой дом на Котельнической набережной» книги «Строительство высотных зданий в Москве». Автор: Олтаржевский В.К. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Москва. 1953

Авторы проекта: действительный член Академии архитектуры СССР Чечулин Д.Н. и архитектор Ростковский А.К.
Главный конструктор Гохман Л.М.
В разработке проекта принимали участие архитекторы: Чикалин И.А., Стригин А.Ф.; инженеры: Дыховичный Ю.А., Муромцев Л.А., Спышнов П.А., Очкин Л.М., Ермаков Ю.Е., Косарев Д.С., Мирер Г.В. и Перепелицкий С.Г.

Здание расположено на Котельнической набережной у устья реки Яузы, при впадении ее в Москву-реку. Его высотная часть, пространственно организующая весь комплекс, занимает центр композиции и лежит на оси стрелки, главным фасадом к Кремлю; боковые корпуса расположены вдоль набережных Москвы-реки и Яузы, объединяясь центральной вертикалью в единую композицию.

Высотный объем трехлучевой формы и примыкающие к нему переходные объемы образуют в плане площадь перед зданием, а вся композиция в целом органически вписывается в градостроительные условия данного района города. Силуэт здания завершает собой перспективу застройки берегов Москвы-реки от Кремля в сторону Котельнической набережной, возвышаясь над прилегающим районом, а расположение здания на повороте Москвы-реки обеспечивает его великолепную видимость со стороны набережных, из центра города и из других точек.

Здание состоит из центрального 24-этажного объема со ступенчатым стройным силуэтом, завершаемого шестиэтажной круглой башней со шпилем, переходных частей пониженной этажности, подчеркивающих высотность центральной композиции и боковых корпусов высотой от 8 до 10 этажей, увенчанных по главному фасаду невысокими башнями. Широкие арочные проезды соединяют набережную с внутренним богато озелененным двором.

Композиция в целом создает живописный, нарастающий к центру силуэт, с богатым сочетанием разнообразных объемов, подчиненных взлету центральной башни. Подчиненность всей композиции центральному объему подчеркивается и планировочным решением фронтальной части, создающим ощущение направленности к центру. В центральной части первого этажа расположен главный вестибюль, при котором предусмотрены помещения для хранения детских колясок и велосипедов, бюро заказов и бюро бытового обслуживания проживающих в доме. Четыре подъемника и три лестницы разрешают проблему вертикального транспорта. Трехлучевая система плана высотной части здания, обеспечивая свободный доступ света и воздуха во все квартиры, создает более короткие пути от вертикальных коммуникаций до входов в квартиры. При этой системе создается естественный центр на пересечении трех осей в виде центрального холла, обслуживающего 5 квартир и являющегося основным узлом планировочного решения типового этажа; та же планировка сохраняется и в завершающем башенном объеме. Планировка «лучей» за пределами центрального узла решается самостоятельно с собственным транспортным узлом в виде двух подъемников и лестницы, обслуживающих 4 квартиры в каждом этаже. Таким образом, в типовом этаже размещается 17 квартир. А всего в высотном объеме здания размещены 344 квартиры, в том числе однокомнатных - 7, двухкомнатных - 272, трехкомнатных - 52 и четырехкомнатных - 13; кроме того, 6 общежитий и 4 магазина.

Весь комплекс здания, являющийся одним из крупнейших в Москве, вмещает 540 квартир, из них однокомнатных - 13, двухкомнатных - 336, трехкомнатных - 173 и четырехкомнатных - 18; общежитий - 10 и магазинов - 18. Общая жилая площадь 25 165 м 2 , общая кубатура комплекса - 480 000 м 3 .

В планировке и оборудовании отдельных квартир проявлено большое внимание к созданию наибольших удобств для проживающих в здании.

Квартиры изолированы от лестниц тамбурами, обеспечены встроенными шкафами, кладовыми, встроенным оборудованием кухни, электрохолодильниками, мусоропроводами и т. п. Много внимания уделено внутренней отделке квартир и вестибюлей, где применены естественный мрамор, ценные породы дерева, цветные металлы и пр.

Прилегающая к зданию территория превращается в благоустроенный сквер с цветочными клумбами, фонтанами и пр. Под внутренним двором размещен подземный гараж-стоянка на 212 машин. На высоту 5 этажей здание облицовывается розовым гранитом, выше - керамическими блоками.

Жилое здание на Котельнической набережной займет одно из первых мест в городе не только благодаря своему внушительному объему. Весь комплекс, вписанный в живописную рамку двух омывающих его рек, со всеми видами его благоустройства, с квартирами, предоставляющими уют и радостную обстановку проживающим в них, явится одной из ярких иллюстраций заботы партии и правительства о трудящихся, проявлением сталинской заботы о человеке.


Вчера мне посчастливилось попасть именно в ту высотку, о которой больше всего написано и где в свое время давались квартиры партработникам и прочим звездам сцены и экрана. Высотка на Котельнической набережной полностью жилая и мне очень захотелось в нее попасть.

Пару слов о том, почему наши родные высотки мне гораздо интереснее, чем небоскребы Нью Йорка. Все знают, что к хорошему быстро привыкаешь, так и с небоскребами. В Нью Йорке их слишком много и на них перестаешь обращать внимание, рассмотреть их тем более не получается, потому что налеплены они слишком плотно друг к другу. Большое, как известно, видится на расстоянии и Московские высотки выгодно отличаются от своих американских собратьев. Они парят над низенькой застройкой центра города и их видно практически из любой точки.

Так и в этот раз, намереваясь попасть на Кропоткинскую, я увидел шпиль и сменил свое направление

Если посмотреть сверху, то вся высотка представляешь собой равносторонний треугольник без одной стороны.

Въехать во двор можно через 2 арки с огромным барельефом над ними

Посередине расположен подземно-надземный гараж, а поверх него детская площадка

Ожидаешь увидеть парад тщеславия, но все гораздо прозаичнее и среди жителей дома встречаются простые люди

А теперь о самом главном - попасть мне удалось аж в 2 подъезда! Первым оказался подъезд в левом крыле дома, если смотреть из двора. В подвале велись сварочные работы и дверь оказалась незапертой

Ступеньки обвивают лифтовую шахту

Типичное решение для советских домов с лифтом

На каждом этаже встречается вот такая табличка, которая чем-то напоминает монеты советского периода

Квартир на каждом этаже всего 2 и расположены они очень тесно

Глядя на такой дом, хочет узнать как же живут его обитатели, как обставлены квартиры. Живут они, как оказалось, имея богатый внутренний

Строители дома "позаботились" о будущих жильцах и провели мусоропровод на кухню каждой квартиры, но люди насильно отказывались от благ цивилизации и замуровывали люки, что в конечном итоге создавало огромные проблемы для ЖЭУ и мусорокамеры рядом с каждым подъездом решено было опечатать и не использовать вообще.

Самая интересная часть здания - центральная, она же самая высокая, насчитывающая 32 этажа + шпиль. Жилая зона проходит до 24 этажа, оставшиеся этажи отданы различным телекомовским службам и тд. попалась от Раскалова Виталия известного московского руфера оттуда можно посмотреть с высоты шпиля.

Я же поднялся до последнего жилого этажа и поснимал из раскрытого окна. Но обо всем по порядку. Сначала парадная и главный подъезд, которому могут позавидовать лучшие отели мира

Вид на парадную со стороны лифтов

За колонной справа сидит консьерж, поэтому снимать их я не стал дабы не привлекать лишнего внимания

Лифтов в здании великое множество, сразу напротив центрального входа 2 лифта

Я поднялся наверх по второстепенному лифту, который находится в глубине коридора справа от 2 основных. Фото со стороны лифта

Квартиры на площадке в глубине основного здания расположены немного иначе. На полу паркетный настил и изящные плафоны под потолком

Очень радует оформление некоторых лестничных площадок:-)

Ну а теперь виды из окна

Левое крыло здания

Башенка на крыше правого крыла здания. Говорят, что в них квартиры двухуровневые

А вот и вид на внутренний дворик

На первом этаже расположились магазины и телеграф, а также салон красоты

Обратно пришлось выходить через парадных вход, т.к. запасной ход был уже закрыт на железную скобу. Мило улыбнувшись и поздоровавшись с консьержками, я отбыл восвояси:-)

Стало интересно, что пишут о жилье в доме сейчас:

Звездное время здания миновало, и теперь квартиры в доме на Котельнической оцениваются в лучшем случае как бизнес-класс, элитный сегмент занят более престижными вариантами. Здание ветшает, «сталинский кафель» давно обвалился. Лишь сохранившиеся хрустальные люстры сияют по-прежнему, разбрасывая радужные, бриллиантовые брызги света. Но вечные проблемы с лифтами, мусоропроводами, стоянками и прочим техническим обслуживанием снижают стоимость квартир в здании на Котельнической. К сожалению, сейчас высотка утратила прежнюю значимость, сохраняя лишь привлекательность исторического плана («Хочу жить там, где жила Уланова!»).

Увы, новые жильцы, покупающие квартиры в высотке, резко отличаются от тех, которые жили в доме прежде. Не так давно была настоящая война между старожилами и «новоселами» из-за частного лифта (в результате установки частного лифта в многоуровневой квартире в одной из квартир дома начал разрушаться потолок и пошли трещины по стенам). Удивительно, что здание на Котельнической кряхтит, но пока держится.

А ведь были времена...

Жилой дом на Котельнической набережной – это символ ушедшей эпохи. Его строительство было запланировано согласно единому градостроительному плану, который был принят в 1947 году. Восемь высотных зданий должны были стать доминантами нового архитектурного облика Москвы. Закладка всех восьми состоялась в один день, в день 800-летнего юбилея Москвы. Но зданий было построено только семь: из-за отмены строительства Дворца Советов не было сооружено последнее, восьмое, здание в Зарядье.

Фактически, строительство этой высотки началось в 1938 году, когда по проекту архитекторов Д.Н. Чечулина и А.К. Ростковского началось сооружение девятиэтажного правого крыла по Котельнической набережной как самостоятельного здания. Однако в 1948-1952 годах оно было включено в новый ансамбль с частичным изменением парадного фасада.

Дом расположен у слияния русла Москвы-реки и Яузы. Он выстроен таким образом, чтобы быть отправной точкой для всех улиц, идущих к реке. Здание высотой в 176 метров замыкает перспективу Москвы-реки от Кремля на восток.

Выразительный силуэт здания оживлен декоративными башенками и завершениями. На центральном корпусе дома расположены скульптурные группы и обелиски. Цоколь, облицованный гранитом, позволяет увидеть четкое разделение здания на объемы с центральным корпусом в 32 этажа. За счет ступенчатой структуры здание плавно и гармонично вливается в сложный ландшафт. Его архитектура – яркий образец советского классицизма, органичного синтеза архитектуры и скульптуры.

Здание задумывалось как город в городе: в его комплекс были включены почта, гастроном, химчистка, булочная и даже кинотеатр. Возведение осуществлялось руками заключенных, которые во время строительства проживали в только что отстроенных квартирах. Говорят, что они оставляли метки на стеклах окон – «строили зэки».

Заметим, это первая из высоток, которую сдали в эксплуатацию. В доме насчитывалось около 700 квартир, они сдавались сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками. Получить квартиру в этом доме – предел мечтаний многих людей в советское время! Одно крыло предназначалось для военных, а другое было отдано под заселение творческой элиты. Квартиру в доме получил и главный архитектор здания, Дмитрий Николаевич Чечулин. Он прожил там до самой смерти.

В доме проживало очень много знаменитостей – представителей советской творческой интеллигенции, выдающихся деятелей науки, военных и чиновников партийной номенклатуры. Об этом свидетельствует большое количество памятных досок. Здесь жили Никита Богословский, Александр Твардовский, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Наталья Сац и многие другие.

Знаменитая жительница этой высотки Фаина Георгиевна Раневская шутила: «Живу над хлебом и зрелищами!», – так как проживала на втором этаже над булочной и кинотеатром «Иллюзион». Этот последний, кстати, был единственным кинотеатром, где показывали фильмы без предварительного просмотра специальной комиссией. Из-за этого он часто бывал под угрозой закрытия, но знаменитые жильцы дома всегда спасали его.

Сегодня можно окунуться в советскую эпоху, посетив Музей Г. Улановой, который открылся в 2004 году. Экспозицию развернули прямо в её квартире. Там сохранена доподлинная обстановка – всё как было при жизни великой русской балерины.

Узнать точное число квартир в настоящее время, к сожалению, представляет большую трудность, так как нынешние жильцы соединяют несколько квартир в одну и переделывают их.

Cталинские высотки в Москве оказались весьма любопытной темой для читателей нашего сайта. Поэтому было решено опубликовать материалы о всех семи зданиях, связанных между собой сакральным смыслом. Товарищ Сталин задумал великое, не успел реализовать. Но тем не менее, столицу нашей родины город Москву украшают семь прекрасных зданий, потрясающих воображение и чарующих своей архитектурой.

Дом официально заложен 7 сентября 1947 г. — в день 800-летия Москвы у устья р. Яузы. На самом деле тут уже стоял корпус, построенный в 1938–1940 гг., в итоге ставший правым крылом высотки. Таким образом, строили после 1947 года центральную часть и левое крыло. Строили до 1952 гг. Авторы проекта - Д.Н.Чечулин, А.К.Ростковский, инженер Л.М.Гохман (они же - авторы правого крыла).

Дом как бы замыкает перспективу от Кремля к устью Яузы и построен так, чтобы быть отправной точкой для всех улиц, идущих к реке. В центральной части имеет 26 этажей (32 вместе с техническими этажами), в высоту достигает 176 м.

Здание задумывалось как город в городе. Это целый комплекс, куда входили почта, гастроном, химчистка, булочная и даже кинотеатр. Кстати этот самый кинотеатр – «Иллюзион» – существует и сейчас, в нем не крутят голливудские экшены, сюда приходят любители киноклассики из коллекции Госфильмофонда России.

Кто строил дом на Котельнической и кто в нем жил

Возведение дома осуществлялось как ни странно руками заключенных, которые во время строительства тут же и жили. Странное то, что Сталин допустил использование рабочей силы, явно не любящей вождя. А ведь затея у Сталина была далеко не только в том, чтобы построить удивительные по своей архитектуре здания. Он вкладывал в комплекс из восьми высоток смысл некого энергетического центра невиданной силы и непостижимой нами пока энергетики.

Дом на Котельнической сдали в эксплуатацию первым из сталинских высоток. В доме тогда насчитывалось около 700 квартир. Как теперь выражаются – квартиры с отделкой и мебелью. Во всяком случае кухни были обставлены белоснежной мебелью, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками.

Квартира в этом доме – предел мечтаний многих людей в советское время! Одно крыло предназначалось для проживания военных, а другое отдали творческой элите. Жильцам дома предоставлялось и представляется много удобств – живут прямо в центре Москвы, прекрасные виды из окна, зимой можно кататься на лыжах прямо на крыше дома и там же встречать Новый год – прямо с видом на Спасскую башню и под бой курантов, но не по телевизору или радио.

Квартиры в этом доме, а точнее их количество, является одной из самых странных тайн высотки на Котельнической. Ходит легенда о том, что в доме существует специальная сеть тайных проходов, по которым когда-то перемещались бдительные чекисты дабы узнать о чем говорят жильцы.

Учитывая, что дом строился также под контролем чекистов это не очень убедительная версия – подслушивающие устройства (пусть и не такие миниатюрные как теперь) существовали и тогда. Вероятнее, в доме действительно существуют тайные помещения, но вряд и они предназначены для контроля над жильцами дома.

Высотка расположена в месте слияния Яузы с Москвой-рекой в самом центре города и по праву считается одним из символов Москвы.

Эффектный советский небоскрёб был построен в 1938-1952 годах по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского при участии инженера Леонида Гохмана. Фактически, строительство прошло в 2 очереди с перерывом на войну: в 1938-1940 и 1948-1952 годах.

Высота здания: 176 метров (32 этажа, считая технические).

Дом включает 3 объединённых разновысоких корпуса: высокий центральный объём и 9-этажные боковые крылья. Замыкая перспективу от Кремля, центральная часть обращена в сторону московской крепости, а боковые корпуса эффектно разворачиваются вдоль набережных Москвы-реки и Яузы. Цоколь здания отделан тёмным гранитом (боковые корпуса на 2 этажа, центральный - на 5), фасады выполнены в мягком бежевом цвете и украшены большим количеством барельефов и горельефов, изображающих счастливых советских граждан, детей и рабочих среди знамён, цветов, колосьев (мотив изобилия), а также советскую символику (серп и молот, звёзды). Силуэт здания оживлён декоративными башенками и обелисками, а центральный корпус украшают скульптуры советских рабочих, удерживающих щиты с изображениями герба СССР (по центру под шпилем), (слева) и (справа).

Шпиль высотки увенчан массивной звездой с серпом и молотом.

Изначально в доме было обустроено около 700 квартир (в основном двух- и трёхкомнатных, но были и "однушки", и четырёхкомнатные квартиры), но в постсоветские годы появилась тенденция к их объединению/разъединению, и сколько их сейчас по факту - непонятно.

Дама с грудями

Довольно любопытной и неоднозначной при ближайшем рассмотрении деталью оформления здания стала скульптура мужчины и женщины, удерживающих щит с гербом СССР, расположенная под шпилем.

Несколько лет назад городские СМИ облетело фото скульптуры, сделанное при значительном приближении: оказалось, груди женщины, напоминающие два небольших апельсина с пупырышками, буквально "разрывают" её одежду, складки которой показаны весьма условно. Невооружённому взгляду эта деталь не заметна, поэтому среди комментаторов пошли предположения, якобы это могло быть своеобразной шуткой скульптора - мол, с земли ведь всё равно не видно, но в действительности это крайне маловероятно. Скорее всего, такое исполнение груди просто продиктовано размещением скульптуры на большой высоте: она сделана так, чтобы гармонично выглядеть со ста с лишним метров снизу, а не вблизи.

Так или иначе, теперь женщина с высотки на Котельнической навсегда прописалась в списке "неоднозначных" скульптур Москвы. Посветить грудью на Кремль - дорогого стоит!

История высотки на Котельнической набережной

История жилого дома на Котельнической набережной начинается с одного любопытного момента: известно, что все сталинские высотки, предусмотренные постановлением "О строительстве в Москве многоэтажных зданий", были заложены в один день - 7 сентября 1947 года, в честь 800-летия Москвы. Однако, строительство дома на Котельнической фактически началось намного раньше - в 1938 году. Дело в том, что первым в 1938-1940 годах был построен 9-этажный корпус вдоль Москвы-реки, который изначально строился как отдельный жилой дом и был включён в проект позднее, с частичным переоформлением фасада.

Для строительства высотки были полностью снесены 4 переулка - Большой и Малый Подгорные, Свешников и Курносов - и срыт склон Швивой горки, одного из исторических холмов Москвы. Считается, что на возведении дома именно в этом месте настоял Лаврентий Берия, лично курировавший строительство.

Здание по проекту Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского строилось в том числе силами советских заключённых и немецких военнопленных, привлечённых к работе через Главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой или ГУЛПС). Заключённые также позировали скульпторам для барельефов. Говорят, строители оставляли на окнах и стенах технических помещений и подвалов нацарапанные гвоздём "послания": номера своих отрядов, "строили зеки" и другие незамысловатые фразы; существуют также городские легенды о замурованном при строительстве прорабе и заключённом, который якобы сумел спуститься вниз на фанерных крыльях, но они едва ли имеют какое-то отношение к реальности - точно такие же легенды ходят про строительство Главного здания МГУ.

Комплекс задумывался как настоящий город в городе: для удобства жильцов в нём были обустроены почтовое отделение, прачечная, булочная, гастроном и кинотеатр "Знамя" (с 1966 года - "Иллюзион").

В "старый" корпус, расположенный вдоль Москвы-реки, изначально селили сотрудников НКВД, затем стали подселять военных и партийных деятелей. После строительства центрального объёма и противоположного крыла в дом стали заселять представителей советской элиты: творческую интеллигенцию, выдающихся учёных, военных и партийную номенклатуру, в память о которых на фасаде дома установлено большое количество мемориальных табличек. Среди прочих в доме в разные годы проживали Фаина Раневская, Галина Уланова, Александр Ширвиндт, Александр Твардовский, Людмила Зыкина, Роберт Рождественский, Василий Аксёнов, Константин Паустовский а также сам Дмитрий Чечулин - автор проекта здания.

После распада Советского Союза квартиры в здании стали скупать "новые русские", чиновники и успешные российские артисты.

Любопытным моментом в современной истории жилого дома на Котельнической набережной стало дело о покраске звезды: 20 августа 2014 года - во время вооружённого конфликта на востоке Украины - на шпиль высотки был водружён украинский флаг, а половину звезды покрасили в голубой цвет, из-за чего она также приобрела расцветку украинского флага. Было возбуждено уголовное дело по факту вандализма (позже его переквалифицировали в хулиганство), по подозрению в котором задержали четырёх бейсджамперов, совершивших прыжок с высотки в день покраски, и питерского руфера. Ответственность за происшествие взял на себя украинский руфер Павел Ушивец (Mustang Wanted), который посвятил свой поступок Дню независимости Украины. Бейсджамперов позже оправдали и отпустили, а питерского руфера осудили за содействие Павлу Ушивцу.

На сегодняшний день высотка постепенно утрачивает свои позиции в рейтингах эксклюзивной недвижимости, поскольку в Москве появилось много новых необычных проектов, исполненных с большей роскошью и считающихся более престижными, но ничуть не уступает позиций в культурном плане, по-прежнему выступая одним из символов Москвы.

На неё открываются отличные виды со столичных смотровых площадок, а ступенчатый силуэт стал настолько привычен городскому пейзажу, что теперь сложно представить, что когда-то его не было.

Жилой дом на Котельнической набережной находится по адресу Котельническая набережная, 1/15. Добраться до него можно пешком от станций метро "Таганская" Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий, а также "Марксистская" Калининско-Солнцевской линии.