Жидкий нефтяной битум марки мг 70 130. Битумы сг

Жидкие нефтяные дорожные битумы , имеющие жидкотекучее состояние при положительных температурах, используется в качестве вяжущего материала в асфальтобетонных смесях, применяемых как в холодном (с температурой 15...20 °С), так и теплом, подогретом до температуры около 100. °С состояниях. Жидкие битумы получают преимущественно путем компаундирования вязкого битума с разжижителем. Такие битумы часто называют разжиженными. Иногда жидкие битумы получают в виде остатка от переработки нефти. Свойства разжиженных битумов в большей степени определяются свойствами используемых разжижителей. Со временем жидкие битумы загустевают за счет испарения летучих фракций, окисления и других процессов. Важнейшие свойства жидких битумов : вязкость, скорость загустевания и свойства остатка после испарения летучих фракций, адгезия, температура вспышки, погодоустойчивость и др. Одним важнейшим признаком разжижения битумов является скорость формирования их структуры, которой определяется и скорость формирования покрытий. В зависимости от скорости испарения легких фракций разжижения и скорости загустения (формирования структуры) жидкие битумы подразделяются на два класса: 1) среднегустеющие (СГ) — густеющие со средней скоростью и получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами; 2) медленногустеющие (МГ) и марки МГО, получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей. Класс битума устанавливается по количеству испарившегося разжижителя при выдерживании образца битума в термостате при определенной температуре или вакуум-термостате.

В зависимости от класса и вязкости, жидкие битумы имеют марки :

СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200;

МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200;

МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.

Цифры в индексах марок битумов означают пределы условной вязкости по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, в секундах. Битумы классов МГ и СГ до последнего времени практически не выпускаются в нашей стране, хотя ГОСТ 11955 предусматривает такие битумы. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 11955 (табл. 1).

Густеющие со средней скоростью жидкие битумы (СГ) предназначаются для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны. Медленногустеющие битумы (МГ и МГО) предназначаются для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей.

Жидкие нефтяные битумы класса СГ приготавливают путем разжижения вязких битумов керосином, бензином, лигроином и др. Медленногустеющие битумы МГ получают, применяя в качестве разжижителя масляные нефтепродукты, природные смолистые нефти, мазут и т.п. Медленногустеющие битумы могут быть природными — тяжелые смолистые нефти. Разжижение вязких битумов нередко изменяет дисперсную структуру вяжущего, вызывая часто коагуляцию дисперсной фазы, отрицательно сказывающуюся на его свойствах. Поэтому, в каждом конкретном случае, разжижитель должен быть соответствующим образом подобран с учетом его фракционного состава и полярности, аналогичной вязкому битуму.

Для приготовления жидких битумов путем разжижения вязкие битумы должны иметь температуру, не превышающую 120 °С (примерно 80—90 °С при применении легких разжижителей). Используются в этих условиях вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245—90 с глубиной проникания иглы не более 90.

Таблица 1. Технические требования к битумам нефтяным жидким дорожным марок СГ, МГ и МГО
№ п/п
Наименование показателей
МГ 40/70
МГ 70/130
МГ 130/200
МГО 40/70
МГО 70/130
МГО 130/200
CГ 40/70
СГ 70/130
СГ 130/200
Метод испытаний

Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с

по ГОСТ 11503

Количество испарившегося разжижителя, %, не менее

по ГОСТ 11504

Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже

по ГОСТ 11506

4 Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже 100 110 110 120 160 180 45 50 60 по ГОСТ 4333

Испытание на сцепление с мрамором и песком

Выдерживает в соответствии с контрольным образцом №2

по ГОСТ 11508

Фракционный состав нефтепродуктов, используемых в качестве разжижителей, указан в табл. 2.

В жидкие битумы для обеспечения необходимого сцепления с мрамором или песком при необходимости вводят поверхностно-активные вещества (анионные или катионные).

При сливе, наливе и применении жидких битумов , установлены следующие температуры нагрева для марок:

от 70 до 80 °С - для СГ 40/70; МГ 40/70;

от 80 до 90 °С - для СГ 70/130; МГ 70/130;

от 90 до 100 °С - для СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200.

Таблица 2. Фракционный состав разжижителей для марки битумов БНД 60/90

Жидкие битумы — горючие вещества с температурой самовоспламенения не ниже 300 °С. При разжижении вязких битумов в открытой системе температура битума, поступающего на смешение с разжижителем, не должна превышать 120 °С. Перемешивание вязкого битума с разжижителем проводят инертным газом или циркуляцией.

Жидкие битумы , к которым добавлены катионактивные вещества, испытывают на сцепление с песком. Жидкие битумы с анионактивными веществами — с мрамором.

Гарантийный срок хранения жидких битумов для класса СГ — 6 месяцев, класса МГ — 8 месяцев, класса МГО — 1 год.

Методы испытаний

Пробы жидких битумов отбирают по ГОСТ 2517—85. Масса объединенной пробы каждой марки жидких битумов 1,0 кг.

Испытание на сцепление с мрамором и песком проводят по ГОСТ 11508 для жидких битумов марок МГО методом А, для СГ и МГ — методом Б.

Жидкие битумы , к которым добавлены катионактивные вещества, испытывают на сцепление с песком;

жидкие битумы с анионактивными веществами — с мрамором.

Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение жидких битумов по ГОСТ 1510—84 со следующими дополнениями:

жидкие битумы классов СГ и МГ должны храниться в резервуарах, оборудованных предохранительной арматурой;

в документе о качестве жидкого битума указывают минеральный материал (песок или мрамор), с которым проводилось испытание на сцепление.

ГОСТ 11955-82

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ
ДОРОЖНЫЕ ЖИДКИЕ

Технические условия

Дата введения 01.01.84

Настоящий стандарт распространяется на жидкие нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий, оснований и для других целей.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 2.2 ( , п. 4) и п. .

(Измененная редакция, Изм. № 2).

1. марки

1.1. В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса:

Густеющие со средней скоростью, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (СГ) и предназначенные для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны;

Медленногустеющие, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (МГ), и получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей (МГО), предназначенные для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей.

СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200;

МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200;

МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.

1.3. Для получения разжиженных битумов используют вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245 с глубиной проникания иглы не более 90.

Фракционный состав нефтепродуктов, применяемых в качестве разжижителей:

СГ МГ

Температура начала кипения, ° С, не ниже................. 145 -

50 % перегоняется при температуре, ° С, не выше..... 215 280

96 % перегоняется при температуре, ° С, не выше..... 300 360

В жидкие битумы для обеспечения требования по сцеплению с мрамором или песком, при необходимости, вводят поверхностноактивные вещества (анионные или катионные).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям жидкие битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

Норма для марки

ОКП
02 5611 0202

ОКП
02 5611 0203

ОКП
02 5611 0204

ОКП
02 5611 0302

ОКП
02 5611 0303

1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 ° С, с

2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее

3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, ° С, не ниже

4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, ° С, не ниже

5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком

Выдерживает в соответствии с контрольным образцом № 2

Продолжение

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

ОКП
02 5611 0304

ОКП
02 5611 0403

ОКП
02 5611 0401

ОКП
02 5611 0402

1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 ° С, с

По ГОСТ 11503 с дополнением по настоящего стандарта

2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее

По ГОСТ 11504

3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, ° С. не ниже

По ГОСТ 11506

4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, ° С, не ниже

По ГОСТ 4333

5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком

Выдерживает в соответствии с контрольным образцом № 2

По ГОСТ 11508 и п. настоящего стандарта

Примечания:

1. (Исключен, Изм. № 1) .

2. Для жидких битумов марки МГО 70/130, вырабатываемых из бакинских нефтей, температура вспышки допускается не ниже 140 ° С.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3 ).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Жидкие битумы - горючие вещества с температурой самовоспламенения не ниже 300 ° С.

3.2. При разжижении вязких битумов в открытой системе температура битума, поступающего на смешение с разжижителем, не должна превышать 120 °С.

Перемешивание вязкого битума с разжижителем проводят инертным газом или циркуляцией.

3.3. При работе с жидкими битумами запрещается использовать открытый огонь и курить в местах проведения работ.

3.4. Подогрев жидких битумов следует проводить при помощи пара. Допускается использовать электроподогрев при условии хорошей изоляции нагревательных элементов.

При сливе, наливе и применении жидких битумов установлены следующие температуры нагревания для марок:

от 70 до 80 °С - для СГ 40/70; МГ 40/70;

от 80 до 90 °С - для СГ 70/130; МГ 70/130;

от 90 до 100 ° С - для СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200.

3.5. При производстве, сливе, наливе и отборе проб битумов следует применять спецодежду, индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.6. При загорании небольших количеств битума его тушат песком, кошмой или огнетушителем, специальными порошками; развившиеся пожары разлитого продукта на большой площади тушат пенной струей.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Жидкие битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве по ГОСТ 1510 с обязательным указанием товарного знака.

В документе о качестве указывают также минеральный материал (песок или мрамор), с которым проводилось испытание на сцепление.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517 .

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания пробы от удвоенной выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Пробы жидких битумов отбирают по ГОСТ 2517 . Масса объединенной пробы каждой марки жидких битумов 1,0 кг.

5.2. Испытание на сцепление с мрамором или песком проводят по ГОСТ 11508 для жидких битумов марок МГО методом А, для марок СГ и МГ - методом Б.

Жидкие битумы, к которым добавлены катионоактивные вещества, испытывают на сцепление с песком;

жидкие битумы с анионоактивными веществами - с мрамором.

5.3. Условную вязкость определяют по ГОСТ 11503-74 со следующим дополнением: пробу предварительно охлаждают до комнатной температуры, выдерживают не менее 1 ч, затем нагревают на 2-3 ° С выше температуры испытаний.

(Введен дополнительно, Изм. № 3 ).

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение жидких битумов - по ГОСТ 1510 .

По степени транспортной опасности жидкие битумы относят к 9-му классу опасности, подклассу 9.1, категории 9.12 по ГОСТ 19433 .

Жидкие битумы классов СГ и МГ следует хранить в резервуарах, оборудованных предохранительной арматурой.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества жидких битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения жидких битумов со дня изготовления должен быть для класса СГ - 6 мес; класса МГ - 8 мес; класса МГО - 1 год.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей нефтехимической промышленности СССР, Министерством транспортного строительства СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.08.82 № 3367

Изменение № 2 Принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 6 от 21.10.94)

Наименование государства

Наименование национального органа стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Узбекистан

Нефтеперерабатывающая промышленность производит несколько разновидностей битумов: твердые, полутвердые, а также жидкие. Последние широко применяются при укладке автодорожных покрытий, выступая в качестве связующего вещества для щебня и минерального песка. Использование битумов придает автодорожным покрытиям прочность и пластичность, позволяющие им сохранять свои изначальные эксплуатационные характеристики в условиях критических температур. Благодаря битуму асфальт не плавится в жару и не становится хрупким зимой.

Производство и сферы использования нефтяного дорожного битума

Битум нефтяной дорожный (БНД) – это горючее вещество, получаемое в результате смешивания вязких битумов со специальными растворителями - разжижителями. Свойства полученного материала позволяют выполнять укладку асфальтобетона даже при отрицательных температурах в зимнее время года. После окончания работ из приготовленной таким образом асфальтобетонной смеси испаряются разжижители, приводя рабочую смесь в изначальное состояние и образуя ровное и надежное дорожное полотно. Жидкие битумы делится на МГ (медленногустеющие) и СГ (среднегустеющие). Нефтяной дорожный битум МГ используется на строительных объектах, расположенных в климатических зонах, где значение среднемесячной зимней температуры колеблется в пределах от +5 до -20 градусов. В качестве разжижителя в данном случае используются природные смолистые нефти и масляные нефтепродукты.

Характеристики, условия хранения, цены на битум МГ

Принципиально важными качествами БНД являются его устойчивость к воздействию органических растворителей (бензола, бензина, ацетона и т. д.), а также нерастворимость в воде, щелочных и кислотных растворах. Плотная и пористая структура делает его водонепроницаемым и морозоустойчивым. Хранить и транспортировать битум МГ необходимо строго в соответствии с существующими нормами в специально оборудованных резервуарах. На сегодняшний день отечественные потребители имеют возможность приобретать данный вид материала, соответствующий государственным стандартам качества, непосредственно у предприятий-производителей. Наличие сертификатов подтвердит соответствие товара действующему ГОСТу. Цены на нефтяной дорожный битум МГ колеблются и зависят от текущей стоимости нефтепродуктов, но всегда остаются в разумных пределах.

Применяются в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий и оснований. При нормальной температуре они имеют небольшую вязкость, которая обеспечивает необходимую удобоукладываемость. Их применяют в подогретом до 60-100 0 С состоянии.

По скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на три класса: БГ- быстрогустеющие, СГ- среднегустеющие, МГ – медленногустеющие, МГО –медленногустеющие окисленные. Согласно ГОСТ 11995-82 (см. приложение, табл.) жидкие битумы классов БГ и СГ применяются при строительстве усовершенствованных дорожных покрытий во всех дорожно-климатических зонах страны, при укреплении грунтов. Битумы марки МГ – при строительстве дорожных покрытий облегченного типа. Битумы применяются также для создания защитной пленки на свежеуложенном бетонном или цементогрунтовом основании. В общестроительных целях жидкие битумы применяют в качестве пропиточного материала при изготовлении рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов. По вязкости в каждом классе выделяют несколько марок жидких битумов:

для класса БГ – БГ 40/70, БГ 70/130;

для класса СГ – СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200;

для класса МГ – МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200.

Качество жидких битумов оценивают по: истинной, определенной в ротационном или капиллярном вискозиметре, вязкости; условной вязкости; стабильности состава, характеризующегося количеством разжижителя, испарившегося из битума при выдерживании его при определенной температуре в течение заданного времени; скорости формирования структуры и свойств, характеризуемой температурой размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, температуре вспышки и активному сцеплению с мрамором или песком.

Технические требования к жидким битумам приведены в таблице (приложение).

2. Испытание вязких битумов.

При оценке качества вязких битумов в лаборатории определяют:

    Глубину проникания иглы.

    Температуру размягчения.

    Растяжимость.

    Температуру вспышки.

    Индекс пенетрации.

2.1. Лабораторная работа №1.

Определение глубины проникания иглы.

I . Теоретическая часть.

Глубина проникания иглы (пенетрация) характеризует условную вязкость нефтяного битума и определяется путем измерения глубины погружения иглы пенетрометра в образец битума под нагрузкой 100 + 0,25 г в течение 5 секунд при температуре 25 0 С или под нагрузкой 200 г в течение 60 секунд при температуре 0 0 С.

Показатель глубины проникания иглы является ведущим при разделении битумов на марки.

II . Материалы и оборудование.

Пенетрометр.

Секундомер.

Металлическая цилиндрическая чашка.

Кристаллизатор.

Термометр до 50 0 С.

III . Методика определения.

    Готовят образец битума к испытанию.

Перед опытом обезвоженный битум при температуре около 150 0 С пропускают через сито №07, заливают в чашку, охлаждают до комнатной температуры, выдерживают в течение часа в воде при температуре +25 и 0 0 С.

    Определяют глубину проникания иглы.

    Для определения глубины проникания иглы применяют ручной или автоматический пенетрометр (рис. 2.1). Опорная площадка пенетрометра 1 снабжена тремя установочными винтами для приведения ее в горизонтальное положение. К опорной площадке пенетрометра прикреплены стойки с кронштейнами и вращающийся предметный столик для установления кристаллизатора 6 с металлической чашкой, содержащей испытуемый битум. На верхнем кронштейне укреплены лимб 2, разделенный на 360 0 , и кремальера 3. Каждый градус лимба отвечает погружению иглы на 0,1 мм. На нижнем кронштейне закреплен свободно падающий стержень 4 с иглой и грузом. Стержень фиксируется стопорной кнопкой 5. Столик пенетрометра приводят в горизонтальное положение по уровню или отвесу.

    После выдерживания чашки с битумом в водяной бане 60-75 минут ее помещают в кристаллизатор вместимостью не менее 1 литра, наполненный водой так, чтобы она покрывала битум слоем не менее 10 мм. Температура воды в кристаллизаторе составляет 25 + 0,1 0 С.

    Кристаллизатор устанавливают на предметный столик. Пользуясь зеркалом, приводят иглу в соприкосновение с поверхностью битума, отстоящем от стенок чашки не менее, чем на 10 мм.

    Кремальеру 3 доводят до верхней площадки стержня 4, несущего иглу и устанавливают стрелку лимба 2 на ноль и берут отсчет.

    Включают секундомер и одновременно нажимают на стопорную кнопку прибора, давая игле свободно входить в образец в течение 5 секунд.

    Кнопку отпускают, доводят до верхней площадки плунжера с иглой и берут отсчет по лимбу. Разность второго и первого отсчета дает глубину проникания.

    Определение повторяют не менее трех раз в местах, отстоящих от друг друга не менее, чем на 10 мм.

    После каждого погружения иглу отмывают растворителем и насухо вытирают по направлению к острию.

    В случае определения глубины проникания иглы при 0 0 С, что требуется при оценке качества битумов марок БНД, продолжительность охлаждения битума на воздухе составляет 60-90 минут, температура воды в бане со льдом должна быть 0 + 0,1 0 С. Образец выдерживают в бане 60-90 минут. Температура воды в кристаллизаторе в процессе испытания должна быть 0 + 0,1 0 С.

    За глубину проникания иглы принимают среднее арифметическое из трех результатов параллельных определений.

    Расхождение между результатами определения глубины проникания иглы (град), не должно превышать следующих значений:

Рис. 2.1. Пенетрометр.

1-опорная площадка; 2-лимб; 3-кремальера; 4- стержень с иглой; 5-стопорная кнопка; 6-кристаллизатор.

IV . Лабораторный журнал.

V . Заключение. Записать результаты.

Битум - широко используемый в строительстве материал, отличающийся превосходными гидрофобными и адгезивными свойствами. Применяется он в основном при асфальтировании автомобильных дорог. Также очень часто этот материал используют в качестве гидроизолятора при возведении зданий и сооружений. В этой статье во всех подробностях разберемся с тем, что такое битум, каковы его свойства и область применения.

Определение

Битумом называют плотное вязкое смолоподобное вещество черного цвета. Поставляется он обычно в кусках, которые перед использованием расплавляют при Состав битум имеет очень сложный. Представляет он собой соединение углеводородной основы с ее производными, а также металлами, кислородом и азотом. Присутствуют в этом материале и разного рода гетероорганические соединения. В общем, состав битума настолько богатый, что идентификация всех его составляющих попросту невозможна.

Как производится

Основным продуктом, используемым для приготовления битума, является нефть. Существует всего три основных этого материала:

  1. Концентрирование остатков нефти путем вакуумной перегонки. Конечный продукт отличается мягкостью и легкоплавкостью. По этой методике битумы получают из высокосмолистой (сернистой) нефти.
  2. Окислением гудрона (нефтяной остаток) путем продувки его кислородом при температуре +180...+300 градусов. При таком способе получается термостабильный эластичный материал.
  3. Смешивание остаточных и окисленных нефтяных продуктов с дистиллятами.

Естественный битум

Чаще всего этот материал производится именно искусственно по описанным выше трем технологиям. Однако существует и естественный битум, характеристики и применение которого примерно такие же, как и у обычного. Залегает он в природе на и образует своеобразные линзы. В чистом виде естественный битум практически не встречается. Чаще всего он пропитывает какой-нибудь осадочный слой. Обычно это такие породы, как песчаник или известняк. В этом случае чистый естественный битум получают, предварительно размолов камни. Иногда такую асфальтную породу просто тщательно перетирают и применяют в дорожном строительстве.

Виды битума по сфере использования

По области применения этот материал разделяется на четыре большие группы:

  • Строительный битум. Используется для фундаментов, погруженных в землю деревянных конструкций и т. д.
  • Кровельный. Применяется для защиты от влаги крыш жилых, производственных и общественных зданий.
  • Битум нефтяной дорожный. Самый распространенный вариант, используемый для приготовления асфальтов.
  • Изоляционный. Применяется для защиты от влаги и коррозии металлических трубопроводов.

Дорожный битум

При строительстве автомобильных трасс этот гидрофобный материал используется чаще всего. Существует два основных вида дорожного битума:

  • Вязкий. Получают из нефти.
  • Жидкий. Эту разновидность изготавливают из вязкого битума. В качестве разжижителя при этом применяются нефтепродукты.

Вязкий битум нефтяной дорожный используется при строительстве магистралей в теплое время года. Жидкий материал применяют в холодную пору. Вязкий битум перед укладкой разогревают до температуры плавления. Жидкий материал может использоваться как в холодном виде, так и в подогретом. Через некоторое время после укладки из-за окислительных процессов такой битум загустевает и дает плотную, влагонепроницаемую эластичную пленку.

На какие характеристики стоит обращать внимание при покупке

Существует всего три основных параметра, по которым можно определить качество битума:

  • показатель температуры размягчения;
  • дуктильность (степень тягучести битумной нити);
  • пенетрация (вязкость).

Последний показатель определяется путем погружения в битум иглы или конуса при определенной температуре.

Маркировка

Узнать о том, какой битум для какого типа работ предназначен, очень несложно. Для этого нужно посмотреть на маркировку.

  • Строительный битум помечается буквами БН.
  • Дорожный - БН или БНД.
  • Кровельный - БНК.

После букв в маркировке идут две цифры через косой слеш. Первое число указывает на температуру размягчения, второе - на степень вязкости. Последняя определяется путем погружения в битум иглы при температуре 25 о С.

Марки вязкого дорожного битума

Как уже упоминалось, такой материал поставляется в кусках или в бочках. При асфальтировании используется БН (нефтяной) и БНД (битум нефтяной дорожный). По ГОСТу выпускается всего десять видов этого материала (БДН от 200/300 до 40/60, БН от 200/300 до 60/90).

Жидкий дорожный битум

Этот материал маркируется отдельно. Существует всего две его разновидности:

  1. СГ - густеющий со средней скоростью.
  2. МГ - густеющий медленно. Данную разновидность используют в дорожном строительстве во II-V климатических зонах.

После букв в этом случае также идут две цифры через слеш, обозначающие допустимый диапазон дуктильности (при температуре 60 о С с отверстием 5 мм по вискозиметру).

При покупке партии нужно проверять сертификат (паспорт) на битум нефтяной дорожный жидкий. Марка СГ, точно так же как и МГ, БДН и БН, должна соответствовать ГОСТу+. О том, что представляет собой этот документ, поговорим чуть ниже.

Техника безопасности при работе с битумами

При использовании этого материала следует быть достаточно осторожным. Битум способен воспламеняться. Пожароопасность той или иной марки определяется таким показателем, как У вязких строительных, дорожных, кровельных и изоляционных битумов она выше, у жидких - ниже. Поэтому при работе с последними следует быть особенно аккуратным.

Помимо всего прочего, при выполнении операций, связанных с нанесением, хранением, перевозкой и т. д. битума по правилам производственной безопасности положено надевать спецодежду. Это предохраняет работника от попадения на кожу разогретых, трудносмываемых капель.

Паспорт качества битума

Реализуемый предприятиями битум должен соответствовать нормативам ГОСТ 2245-90. Однако сегодня многие компании выпускают продукцию этого вида с улучшенными характеристиками. Поэтому к битумам той или иной новой марки прилагаются специальные, заверенные начальниками лабораторий сертификаты, называемые также паспортами. В них указываются такие параметры, как пенетрация, дуктильность, температура размягчения продукта и т. д.

Выдается такой документ не только на вязкий, но и на битум нефтяной дорожный жидкий МГ. Паспорт качества является гарантией соответствия характеристик материала заявленным производителем. На документе в обязательном порядке проставляется печать предприятия.

Конечно же, должен иметься паспорт на битум жидкий нефтяной дорожный СГ, а также на кровельный и изоляционный. К новым маркам этого материала можно отнести, к примеру, БНД-У и Евро БВ. В отношении них нормативы качества определяются не ГОСТом, а ТУ и СТО. При производстве Евро БВ учитывается также требования евростандарта EN 12591.

Самые распространенные марки

В строительстве чаще всего используется битум нефтяной дорожный 90/10. Производители выпускают и реализуют его в огромных количествах С его помощью гидроизолируют фундаменты, подземные части деревянных опорных конструкций, межпанельные швы, подвалы и стены. От другой достаточно популярной марки, БН 70/30, его отличает более высокая температура плавления. Это расширяет сферу его использования, поскольку пленка, даваемая им, способна выдерживать большую температуру нагрева.

При строительстве автомобильных магистралей часто используется битум нефтяной дорожный МГ130/200. Применяют его обычно в тех регионах, где температура воздуха зимой не опускается ниже 20 о С. Этот материал образует надежное и очень ровное дорожное полотно.

Температура размягчения (о С)

Остатка после испарения разжижителя - 30

Температура вспышки

Дуктильность

При температуре 25 о С 1 см

131-200 при 60 о С и диаметре отверстий 5 мм

Пенетрация

При температуре 25 о С - 5-20

Количество испарившегося разжижителя

Не менее 5%

Битум нефтяной дорожный, строительный и кровельный - материал, на рынке необыкновенно востребованный. Выпускает его сегодня множество компаний. Поэтому выбрать качественный продукт будет совершенно несложно. Главное - обратить внимание на маркировку и купить наиболее подходящий в данном конкретном случае вариант.